понедельник, 27 июня 2011 г.

"Из всех искусств для нас важнейшим..."

А для нас - нет.
Ну то есть ясно, что я себя на "вы", как человека уважаемого и мнение которого разделяю целиком и полностью.

Литературное творчество - сложный мир из простых букв, бередит мое воображение.
Буквально месяц назад билась в интеллектуальном споре с мамой.
Тематика та, что в заголовке - что важнее. Началось с этого, а дальше полезли копаться в корнях, в истоках.
Мама считает музыку самым сложным для понимания нетворческого мозга процессом.
Как она рождается? Откуда берется? Как ее можно услышать, записать и сыграть?

Наверное, я скучная и примитивная, но не вдохновляет меня музыка настолько. То есть может цеплять, может завораживать, но так, чтобы я копалась в сложных истоках ее рождения - не волнует.
И живопись со скульптурой не слишком занимают. То есть от Родена тащусь, от Дали. Ренуар местами удивителен. Техника рисунка средневековая поражает. Я всегда хотела освоить карандашную технику, но руки так и не дошли. И все же - не вызывает благоговения.

Моя стихия - слово. И вот слово-то, писательство меня и впрямь приводит в душевный трепет.
Слово не просто создает целостное пространство, затрагивающее душу, подобно музыке и живописи, оно является результатом сложного мыслительного процесса начиная от возникновения идеи, заканчивая ее реализацией.
Само возникновение речи - чудо. Осознанной речи у ребенка - чудо вдвойне, ибо мы наблюдаем, как идет процесс познания мира, и рождение слова - это результат приобретенного опыта. Таким образом, литература - это двойное чудо и тяжкий труд. Сначала человек учится говорить, а потом - составлять из всем известных, чаще всего - нейтральных, серых, приевшихся и затертых слов "Песнь Песней" и "Сатирикон", марциалы и сонеты, готический роман и "Сагу о Форсайтах", "Улисса" и "Александрийский квартет", "De profundis" и "Силу и славу". И слова в этих книгах звучат иначе, и под каждым словом оказывается не один смысл, а несколько, а сложенные в слова фразы трактуются каждым так, будто нет столетий развития человечества и искусства и каждый из нас заново познает мир чужих эмоций, чужого опыта.
Так что для меня литература - безбрежна и бездонна, и никогда не станет иной, пока ширпотреб и штампы, тоже сложенные из словаря Пушкина, Набокова, Ахматовой, Бродского (и это невероятно, те же слова!), не завоевали весь мир. Литература цепляет и мозг и душу, а музыка и живопись - воздействуют на эмоции, в подавляющем большинстве.

А кино? Вот избавилась от телевизора за 50 баксов... и Бог с ним, с кино. Суррогат жизни, анимация литературы, музыки, живописи.
Кино вторично, но очень демократично, народно, наглядно. Тем и удобно.
Впрочем, попадаются и шедевры, которые можно посмотреть двадцать раз и каждый раз увидеть новое... Но все же... все же...
Ни один режиссер или актер не сможет заставить вас увидеть ваш мир. Они покажут вам свой.
А прочитанная книга - это только ваши фантазии, и они никогда не будут похожи на чужие.

1 комментарий:

  1. "Литература цепляет и мозг и душу, а музыка и живопись - воздействуют на эмоции, в подавляющем большинстве." - именно так. Хотя воздействие на душу я бы не отметала применительно к музыке и живописи. С единственной разницей - напрямую через эмоции, не опосредованно через голову. И потому мама в чем-то права... Процесс создания музыки более "мистичен" для непосвященных, остается только поражаться, как мастеру удается, имея в арсенале всего 7 нот, заставлять цепенеть или воодушевляться, ощутить трагизм или восторг, услышать боль, тоску и слезы или невесомую беззаботность.
    И про кино согласна. Фильм приподносит на блюдечке нарисованные картинки. Мы видим героев такими, какими их себе придумали авторы, и ничего не остается, как принять, не дав развернуться фантазии - так художник видит, как говорится, и ничего не поделаешь.

    ОтветитьУдалить

Яндекс.Метрика