среда, 20 июля 2011 г.

Некомпетентность

Основная проблема нашей страны - некомпетентность. Изначальный принцип ее построения - все могут делать все. Бред.
Не хочется упоминать всуе ту самую кухарку, о которой уже столько легенд сложено, да и не было ее вовсе, это миф.
Но зато каждый здесь считает себя специалистом не только на своем месте, но и на любом месте.
И потому халтура, выдаваемая на гора, не считается зазорной. Все делают все.
Я могу много говорить о некомпетентности менеджеров по персоналу, айтишников, дизайнеров и программистов, с которыми сталкивалась всю свою сознательную жизнь. Ну и моя любимая тема - консультанты в магазинах, неисчерпаемая, как сама жизнь, пополняемая с каждым походом в торговые точки любой направленности, сегодня меня не интересует.
Я хочу поговорить о литературе. О тех, кто служит литературе. О редакторах, корректорах, рецензентах.
Здесь в ЖЖ я вижу, что кто-то что-то пытается узнать, уточнить, выучить - в специализированных сообществах. Но какая же некомпетентность и какой разгул тупости живет в издательствах... Не передать.
И говорить нечего, с каким потоком бредовых текстов приходится сталкиваться тому, кто читает самотек. Я читала, я знаю, чего стоит листать эти шедевры. Да, во многом достаточно прочесть синопсис, написанный автором, или хотя бы аннотацию, а уж чего стоит биография некоторых - не передать. Однако куда больше поражает безграмотность, ограниченность, натасканность на некий ширпотребный вариант редакторов, сидящих на отсеве или на внутренних рецензиях. Рынок диктует свои правила, редакторы усваивают их быстро - и в ущерб литературе. Я читала безграмотные рецензии тех, кто призван оценивать стилистику и общую грамотность автора. Принцип написания рецензий - как на школьном уроке. Сначала - пересказ. Чтобы тому, кто будет читать дальше, было понятно, что редактор не схалтурил, прочел. Уже одно это говорит о построении работы в издательствах. Две страницы пересказа с цитатами, затем - критические замечания, анализ, рекомендации, все подтвержденное цитатами из текста. Общие слова, равнение на коммерциализацию литературы, рекомендация "издавать-не издавать".
Я не могу заставить себя писать рецензии в таком стиле, я не могу отдать собственные произведения таким рецензентам.
Это совершенно тупиковая ситуация. В результате я не могу быть ни автором, ни редактором. Я слишком много читала хорошей литературы и слишком много вижу халтуры вокруг себя.
Никогда не забуду своего разговора с издателем.
Пришла рецензия на рукопись от нашего партнера. Читаю рецензию - бред какой-то, общие слова, пересказ, рекомендация - после хорошей редакторской правки можно будет рассмотреть в печать. Рукопись я не видела, она пришла до меня. Беру рукопись читать и, поскольку не приучена читать по диагонали через двадцать страниц - начинаю сначала.
Дойдя страницы до 50, беру рецензию, перечитываю, беру рукопись - иду на ковер.
- Это порнография, - говорю я.
- Ну, понятное дело, что не шедевр, - говорит шеф. - Но в рецензии есть же рекомендация поработать с текстом. Вернем автору, пусть поработает сначала сама.
- Поработать не поможет, это порнография, - настаиваю я.
- Ну ладно тебе, ну что ты уперлась, - снисходительно настроенный шеф хочет завершить разговор.
- Вы это читали? - начинаю понимать я.
- Читал.
- Все читали?
- Все читал.
- От корки до корки? И вас ничего не удивило?
- А что меня может удивить?
- Ну, например то, что рукопись - порнографическая. Ее аудитория - молодые мужчины, а скорее даже, подростки, входящие во взрослый мир.
- В каком смысле? - спрашивает шеф.
- В буквальном, - бешусь я. - Описание полового акта с помощью ненормативной лексики, тема - проституция, в том числе виртуальная, целая глава посвящена характеристике типов сексуально озабоченных клиентов с подробным описанием их извращенных предпочтений. Подробности зачитывать? Миллер отдыхает.
- Не надо. - Шеф явно слегка эпатирован. - Неужели порнография?
- Вы это читали? - начинаю разговор заново, хотя тупых не люблю, но терплю.
- Нуууу, первую страницу, еще три в середине, и последнюю. Я всегда так читаю, этого достаточно, чтобы составить представление...
- И потому мы шлем партнеру порнографию? Его редактор пишет на нее положительную в целом рецензию. И мы готовы поставить свое имя под изданием этой книги?
- Ну давай скажем автору, что она нам не подходит.
- Не подходит в серию любовного романа? - уточняю я. - Которую читают романтические девушки, домохозяйки, работающие женщины в метро, в электричках, по вечерам в кругу семьи. Которым совершенно не интересно подробное описание женских половых органов и то, что в них можно помещать в угоду жаждущему оргазма клиенту?
Шеф зеленеет и делает мне знак, что разговор окончен.
Вот так, мои дорогие, издаются книги. Или так же не издаются. Потому что на первой странице, на последней и на трех в середине не всегда можно составить впечатление о тексте. И обосновав свой отказ рецензией тупого редактора, можно потерять автора, серию, литературу в целом.
Хочу ли я, чтобы моя книга стояла рядом с этим шедевром для сексуально озабоченных подростков (а именно в одну серию мы и планировались)? Возможно, ваши мнения разделятся. Но я - точно не хочу.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Яндекс.Метрика