воскресенье, 10 июля 2011 г.

Отрицательное обаяние ненормативной лексики

Какое получилось элегантное название... И не скажешь, что это о словах, от которых "порядочная девушка не выдержала бы и пяти минут". Но у меня есть чудесная отмазка про Ахматову и филологов, поэтому мне можно даже эвфемизмами не пользоваться... А вот же... насколько просто произношу, настолько со скрипом терплю в написанном виде. Полагаю, что знаю этому причину.
Но сначала немножко теории.

Итак, основных лексических матерных единиц всего-то четыре штуки, причем одна из них (единица) считается вспомогательной, и только три основные. Это то, что сообщает нам Википедия, и нет оснований ей не верить. Она же приводит список наиболее распространенных производных слов и оборотов. Ничего для себя нового я не нашла, может, даже к сожалению.
Собственно, в мое время 25 лет назад на филфаке ходила такая басня: якобы паркетчик, который перекладывал досточки в 1 гуманитарном корпусе на девятом этаже, позволил себе раздраженную вольность при юных университетках, коих 98% от общего числа обучающихся языкам и литературам. Выругался работяга и вынужден был узнать, что ничего он в великом и могучем русском языке не понимает и ни банальными словоформами, ни витиеватыми метафорами не владеет в силу своей языковой и интеллектуальной ограниченности.
Уж не знаю, насколько близка к истине эта история, но лично у меня никогда не было сложностей с построением богато приправленных ненормативностью фраз. И не в университете сие мое культурное падение случилось, а много раньше, когда в пятом классе мой родитель, суровый на расправу и любящий порыться в чужой личной жизни, нашел у меня письмо бывшего одноклассника, в котором все на мой взгляд неправильные слова были перечеркнуты красным и заменены на грамотные аналоги.
Предки мои долго пребывали в культурном шоке, откуда девица не только знает эти слова, но и уверена в их правописании, хотя на заборах, как правило, не все они пишутся в соответствии с нормами русского матерного языка.
Выпороть меня, конечно, выпороли. Но любовь к не-норме не отбили, а то может и дополнительно вбили, с какой битой стороны посмотреть.
Писать матом я редко пишу, если уж совсем достало и, как правило, в какой-нибудь аське или в скайпе, имитирующих разговорную речь.
Но употребляю без зазрения совести. И слушаю без девичьей стыдливости. Напротив, считаю эту лексику именно проникнутой отрицательным обаянием, специфической экспрессией. придающей речи весьма цветистый и эмоциональный вид.
То есть не просто тупые ругательства вызывают у меня эмоциональный подъем, а богатое применение всех пластов русского языка в монологе, например. И как правило, использовать мат в обычном разговоре умеют люди весьма грамотные, образованные и, я бы не побоялась этого слова, интеллигентные. И слушать их порой - чистая музыка!
Я уж не говорю о моменте снятия стресса в экстремальной ситуации от упавшего на ногу молотка до распоясавшегося урода в соседней полосе.
В общем, мое филологическое образование в моих лексических пристрастиях не виновато, надо признать. И ссылаться на Пушкина, Есенина и Ахматову совершенно бессмысленно. Я легко употребляю в соответствующей обстановке и подходящей компании и легко не употребляю, поскольку круг моего общения достаточно широкий и разноуровневый. Также я дико раздражаю маму, когда называю вещи своими именами, а иногда "свои" с подходящим уровнем экспрессии - это только те заявленные Википедией 4 слова и их вариации. Зато мне удастся ее позлить в ближайшие два дня, поскольку она выпросила у меня прочитать кусочек моей переписки с хорошо подкованным в этом вопросе мужчиной, ну я и подсунула ей письмо, где он позволяет себе... Эх, как позволяет, зачитаешься! А что? Нечего было на меня все время баллоны катить, пусть читает и краснеет! Сама же иногда может, но как впадет в ханжество - хоть святых выноси!
Нет, и у меня иногда бывают благие позывы... Поскольку дурными привычками вроде пить, курить, колоться я не обзавелась, а бороться с чем-то недобрым в себе положено и считается хорошим тоном, я изредка впадаю в некое подобие раскаяния и начинаю торговаться с небесной канцелярией. А что мне будет, если я откажусь от всего лишь четырех базовых понятий и их разновидностей?
Вот недавно решила обменять языковую невоздержанность на встречу с прекрасным принцем.
Зная мою планку и мои потребности, можно быть уверенной, что если там, наверху, мое предложение примут, то Маршала мне подкинуть самого что ни на есть ненормативного. Он будет ругаться так, что органные фуги под сводами Домского собора покажутся мне тремя блатными аккордами на губной гармошке. А я, лишившаяся свободы самовыражения, буду краснеть и бледнеть, слушая, как он материт шофера или секретаршу. И разве можно пожертвовать такой тонкой материей, как свобода слово, пусть даже непечатного, ради мифического мужчины?
В общем, мои благие намерения умирают еще до того, как я решаюсь их сформулировать (приличными словами) и отправить на рассмотрение наверх.
Поэтому не избавиться мне от дурной привычки, ссылаясь на индульгенцию от Анны Андреевны...
А то, ни дай Бог, Маршал глухонемой попадется... И не слыхать мне больше музыки нецензурных сфер...
В общем, каждый живет так, как ему удобно, и самовыражается так, как считает нужным. А отрицательное обаяние ненормативной лексики давно перешагнуло русский язык и границы государства и шастает по свету, обучая иностранцев четырем словам и множеству русских идиом, которые с акцентом и полным непониманием произносимого звучат даже комично.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Яндекс.Метрика