воскресенье, 10 июля 2011 г.

Пестрая "Белая голубка Кордовы" Дины Рубиной

Долго я сопротивлялась, прежде чем решилась прочесть первую (для себя) книгу Дины Рубиной.
Снобу с моим образованием трудно признавать за современными авторами "право на существование". :)
То есть сколько бы человека ни объявляли живым классиком, сколько бы народных троп ни топтали к его нерукотворному монументу, мне физически заставить себя прочесть его творение - как серпом по яйцам, если бы они были.
Вот на Акунина так и не сподвиглась, и не уверена, что сподвигнусь, хотя... неисповедимы, как известно...

Собственно, Рубину мне рекомендовали. Именно эту книгу и человек, на вкус которого я могу положиться.
Впрочем, еще раз я убедилась, что мои вкусы так часто не совпадают со вкусами приятных мне людей, что хоть вообще не разговаривай с народом о литературе. Помню, когда я как-то очень извращенчески протащилась от "Золотых плодов" Натали Саррот, меня практически предали анафеме все мои однокурсники, а я что... а мне понравилось... Хотя, сейчас убейте меня, не помню, что мне там понравилось, но ведь 20 лет прошло... То ли "классика" оказалась не вечная, то ли склероз нарождается. И с Марио Пьюзо получилось нехорошо. Естественно, объявив фильм Копполы любимым и нетленным на все века (а как иначе, свое же, квадральное, психология и идеология "беты"), я не могла ни прочитать первоисточник. Мало от чего я так плевалась, если честно. Но как честная девушка, то есть как порядочный филолог (хм, на ругательство смахивает!) я не могла себе позволить составить мнение о талантах автора по одной книге, пусть и давшей жизнь кинематографическому шедевру. Я даже купила (!!!) "Последнего дона". Епонский городовой, выброшенные деньги... Оставила эту тоскливую порнуху при переезде под почтовыми ящиками в подъезде, вдруг кому глянется ширпотреб в сортире время провести. А народ говорит, что Марио Пьюзо крут как ни дай Бог. Не верю я народу... никому не верю. )

В общем, Рубина и ее голубка.
Ах, да, штрих к портрету моего интереса. Посмотрела я Рубину в нью-йоркском кресле у Топаллера. Прониклась. Крутая наполеонша, ничего не скажу! Артистичная, активная, пробивная. И себя подать умеет и за словом в карман не лезет, и при этом не дура со звездной болезнью, хотя есть признаки наполеоновщины. Но чтобы Нап не был Наполеоном, это даже не обсуждается!
В общем, рекомендация и телебеседа - и вот я валяюсь в пенной ванне и читаю "Белую голубку Кордовы".
Занимательно... местами остросюжетно, местами психологично, местами сексуально...
Но до чего же аляповато и приторно, мама дорогая!

После десятка страниц хочется закусить селедочкой (ох, хорошо бы "под шубой", но делать леееееень) и разносолами... а там бы и водочка не повредила даже мне, не пьющей.
Ведь это ж не тексты, а рахат-лукум с медом и повидлом в одной тарелке. До того витиевато-приторные метафоры, хоть и вправду запивай. Не могу я понять такого немыслимого нагромождения образов, изобилующих прилагательными всех цветов, вкусов и форм.
Все образы безумно разноцветные. Ну, то есть пэчворк как минимум, да еще из столь мелких кусочков, что в глазах рябит. Ощущение, будто смотришь на какого-нибудь "Козла" Филонова (это я не ругаюсь!) с расстояния сантиметров в 20, возишь носом по картине и не видишь ни козла, извините, ни смысла в том козле.
Можно, конечно, возразить, что это художественный прием, что герои и в Израиле подвизаются, и в Испании, да и книжка про живопись. Однако же мне сразу вспомнился "Александрийский квартет" Лоуренса Даррелла. Вот бы где, казалось, при немыслимом образном богатстве, я бы сказала - изобилии, при существовании героев в Египте, в самом его сердце, в Каире - да красок побольше плеснуть. Но ведь нет такого чувства, что перебор. Напротив, гармония и наслаждение, бесконечное и разнообразное.
А у Рубиной - лоскутное одеяло и глаза болят от красного, синего, зеленого, и дополняющих, и RGB. Все пантоны в одном флаконе. Рассыпанный дизайнерский веер. Катастрофа!

Так что я объелась этого приторного, и на самом деле вчера открыла банку соленых огурцов. Полегчало, честное слово.
Сегодня прочитала рассказ "Собака". Ну все не так плохо, как с голубкой, но что-то не так, а в голове пока не уложилось, не поддается анализу. Полагаю, пойду я по традиционному пути и прочитаю еще один-два романа. Все-таки она автор, однозначно автор, а не шушера троллейбусная, которую прочитал и на скамеечке в метро оставил, пусть и другие поблюют (ой, порадуются).

Но не дает мне покоя задумка автора... Зачем же так сладко-то? Не понимаю!

11 комментариев:

  1. Мне ее все время дарят. Она попадается мне под руку, и я читаю. В поезде, в самолете, вот как-то для меня она до сих пор автор, чьи книги можно читать, не вчитываясь. Хотя вроде бы дама во всех отношениях признанная. Так вот, из всех книг мне запомнилось отрывок монолога из книги "На Верхней Масловке", чувство жалости к евреям из неескольких книг, чувство раздражения к евреям из других нескольких книг. И очень мне понравилась книга без всякого сюжета и художественного вымысла, под названием: "Больно, когда смеюсь". Просто сборник ее записей, воспоминаний, отрывков. Впрочем, это мой любимый формат. А что, совсем современных авторов не читаете? Улицкая, Гришковец, Петрушевская, Толстая - все, чем заполнены нынче полки. Интересно мнение филологов ))))

    ОтветитьУдалить
  2. Ох, да разве ж этими авторами сейчас заполнены полки?
    Были бы ими - еще куда ни шло! А то сплошная моральная порнография, графомания и смертная скука.
    Из перечисленного: Улицкую и Петрушевскую читала лет 10 назад. Не тронуло. Совсем. А когда меня не трогает, а не иду дальше.
    Гришковец - даже не бралась читать. Друзья подсунули аудио-диск. Заставили слушать вместе с ними минут 20, потом записали на флэшку. Я была в тоске. Не мой формат, не мой автор... Не стала слушать и, естественно, читать.
    Толстую люблю в "Школе злословия" слушать. Прочитала "Кысь", поначалу тосковала, потом втянулась и прониклась. Но... не хочу больше.
    Формат записей, воспоминаний и отрывков не люблю, никогда не читаю, категорически - никогда. Исключение (не шучу ни одной секунды!) - Ваши миниатюры. :)
    У меня сложные отношения с литературой, я эстет, гурман, сноб... Сволочь литературная, надменная до глубины души. Я люблю западную классику, признаю за ней право на жизнь, все с ней сравниваю - и почти ничто не дотягивает. Как сказал о себе мой умный, талантливый и высокообразованный друг "я не люблю эстетскую литературу "с выебоном". Так вот такую я и люблю, если считать такой Набокова, Фаулза, Голдинга, Джойса, Лоуренса Даррела и им подобных. Джона Донна и Бродского в стихах.
    И еще я совершенно точно разобралась в себе вот буквально недавно. Я не читаю женскую прозу, потому что она мне не интересна, не информативна. Меня интересует только мужской взгляд на мир, причем, в исполнении лучших мужчин. :)
    Так что мне трудно оценивать Рубину, Улицкую, Петрушевскую, Толстую, Токареву. И даже Франсуаза Саган меня больше не трогает...
    Не думаю, что это взгляд филолога как представителя науки. Это мой частный извращенческий взгляд на мир. :)

    ОтветитьУдалить
  3. Знакомо :-) в части женской прозы :-)
    А по списку мужской знакомо ровно наоборот. Ничто не вызывает у меня такой нервной чесотки, как Набоков и Фаулз :-) я читаю, и меня раздражает буквально каждый абзац. Джойс так и лежит на полке, на 10-й странице бросила читать. Расскажите же, мне, деревенской девушке, в чем прелесть Набокова? Фаулза?
    Удивительно то, что ничто в современной литературе не вызывает таких эмоций, как классика столетней, и более древней давности. Или я не тех читала, или мало читала... Удивительно...Неужели человечество так обмельчало?
    Спасибо за взгляд :-

    ОтветитьУдалить
  4. Эх, придется пожаловаться на то, что "да, обмельчало..." И тут же начать чувствовать себя девушкой позапрошлого века.
    Не знаю, читали Вы много или мало, тут важна точка отсчета. Я читала так много, что говорить об этом просто неприлично. Одна университетская программа чего стоит, отдельно по западной и по русской литературе.
    Ничто не вызывает, да.
    Для меня литература закончилась в середине прошлого века, ну, может, чуть ближе к его концу...
    Джойс очень труден, тут я могу согласиться. Без словаря не читается вовсе. Я себя тестировала на интеллект и образованность, читала, не обращаясь к коментариям. Потом читала комменты и разбиралась, насколько правильно я его поняла и знаю ли историю, литературу, политику... Можно рекомендовать в старости как средство от маразма, тренирует мозг лучше кроссвордов.
    Набоков и Фаулз... Да как же можно описать в двух словах прелесть их прозы? Тут по каждому роману на эссе тянет. Но для меня - образный ряд, метафоричность, изысканный язык и непредсказуемость сюжета, глубина познания внутреннего мира и умение отразить тончайшие движения души и трудности взаимопонимания.
    Но вот пишу все это и понимаю, что это всего лишь слова... Этим надо проникнуться, прожить это, шагнуть в их мир.
    Я пыталась, честно, искать в современных авторах эту эстетику, эту глубину, это плавность повествования и неожиданные повороты. Не нахожу, к своему горю. Ведь мне читать нечего, представляете???

    ОтветитьУдалить
  5. С трудом :-) Моя основная обеспокоенность в том, что я не успею прочесть все то, что хочется... И еще важнее, пойму ли я все то, что хочется, хотя бы отчасти :-)

    ОтветитьУдалить
  6. Да, разный взгляд!
    Сытый голодного не разумеет. :) Я сыта очень хорошей литературой, я избалована до крайности. Я сноб до глубины души.
    Я не могу есть все подряд, у меня от этого изжога и рвотный рефлекс. :) И я берусь перечитывать Грэма Грина и понимаю, что не опущусь до Акунина. Просто не смогу...
    Но то, что для меня - тошниловка-Макдональдс, для других - вполне питальный обед на каждый день и место встреч с друзьями. Каждый живет так, как хочет. Мне главное, чтобы меня никто не трогал... Я никому не навязываю своего мнения, но составляя списки литературы для друзей, я упираюсь в то, что они это не смогут освоить, мои 100 лучших произведений, потому что к этим шедеврам лежит длинный путь через всю мировую литературу от античности до серебряного века русской поэзии.
    Нельзя сразу взять вес в 300 килограмм Голдинга, Белля или Бродского, приходится начинать с полукилограммовых гирек блестящей детской литературы. Тот, кто начала с Гарри Поттера - уже обречен. :(

    ОтветитьУдалить
  7. ... Мда...
    Хорошо, что в моем детстве не было Гарри Поттера...

    ОтветитьУдалить
  8. Точно!
    И это видно по вашим миниатюрам! :)
    Впрочем, наверное, не всех и Макдональдс может испортить... Но лучше не рисковать и Гарри Поттера детям не читать. :)

    ОтветитьУдалить
  9. А ведь с детской литературой также беда нынче... Моей дочери 5 лет, и все что можно было из классики лучшего мы прочитали, выучили наизусть. И нет больше ничего. Нечего покупать...

    ОтветитьУдалить
  10. О, да, про это я знаю, наслышана. И не издают ничего достойного, да вообще мало издают детской.
    Странно, что к 5 годам прочитали все, что можно. Я читала много в детстве, и мне читали, и как-то не быстро все закончилось.
    Жалко, что Вы так далеко, я бы отдала кучу детской литературы, которая у меня осталась. Никто не ездит между Москвой и Веной?

    ОтветитьУдалить
  11. И я читала в детстве запоем и много, но это была даже меньше, что мы уже прочли. И, оказываясь в книжном, я каждый раз с трудом нахожу что-то новое, и достойное. Чуть подрастет, и ассортимент расширится. На это надеюсь.
    Редко - между Веной и Москвой. Только что вернулись одни.

    ОтветитьУдалить

Яндекс.Метрика