воскресенье, 7 ноября 2010 г.

О социопатии

Никогда не думала, что из человечной и сострадательной Дельты, где я была альтруистом из альтруистов, я перейду плавно, без ран и трагедий, в жестокую и равнодушную Бету.
Но это случилось.
И я, оглядываясь назад, понимаю, что здесь и сейчас мне комфортно.
Исчезли явные признаки депрессии, отступила внезапная и необъяснимая аграфия последних лет, я смогла в полной мере слушать себя и проживать собственную жизнь.
И тогда я обратилась к психологической теории, поскольку в ней можно найти много интересного, противоречивого, дающего размышления ищущему уму. И я нашла ответы на многие свои вопросы. И повеселилась своему открытию.
Я - социопат.
Первая же попавшаяся статья привела меня в состояние восхищения. Как велик человеческий ум, как ясен и прозорлив.
Автор словно пишет с меня портрет, лишь кое-где ошибаясь в деталях. Но некоторые неловкие мазки не меняют сути. Я - один из ярких социопатов Беты. Я на своем месте. Аминь!
Радует, что это не помешательство: "у психопата совершенно нет расстройства сознания, присущего разным видам сумасшествия и безумия. Он все совершает в полной вменяемости".
"Контрольный перечень признаков психопатии дает очень подробный обзор. В своей книге Хаэр дает основные симптомы:

Эмоциональные и личностные особенности
• говорливость и поверхностность
• эгоцентричность и претенциозность
• отсутствие чувства вины и сожаления
• отсутствие эмпатии
• коварство и склонность к манипулированию
• поверхностность эмоций

Особенности социального поведения:
• импульсивность
• слабый поведенческий контроль
• потребность в психическом возбуждении
• безответственность
• проблемное поведение в детстве
• антисоциальное поведение во взрослой жизни"

"Они могут быть интересными и веселыми собеседниками; у них на все может быть быстрый ответ; они рассказывают невероятные истории, выставляющие их в ярком свете."
Для них характерна "мимикрия психопата, который способен встроиться в любое пространство, выдавая именно то содержимое, которое нужно, чтобы занять там особое и привилегированное место."
"Мир вращается вокруг них. Они умеют привлечь внимание и обворожить самоуверенными действиями тех, кто испытывает постоянный или временный недостаток в своей устойчивости в этом мире. Психопат идет по миру, не опасаясь особого противодействия. Но это не истинная уверенность в своей силе, а скорее непредусмотрительность."
Хм, не Гамлет ли? "Испытывая недостаток связи с миром, не замечая других людей, психопаты страстно желают признания и отклика. Подобно голодающему и не знающему толк в хорошей еде они способны алкать внимание и постоянно его возбуждать. Кроме того, они склонны крайне болезненно относиться к любому небрежению и отвержению. Их самолюбие может быть крайне болезненным, а реакции – несоразмерны обиде, и тогда они способы мстить. В своей жажде внимания они не слишком привередливы: так боль, страх, униженность другого способны быть им достаточно приятны, именно при их собственном контроле ситуации."
Какие бывают Максы: "хотя внешне они обычно холодны, бесчувственны и «роботоподобны», они склонны проявлять свои эмоции в аффективной, драматичной и кратковременной форме. Иногда создается впечатление, что они просто играют такую роль. Их «сильные чувства» лишены эмоциональных оттенков, это скорее «клише чувств», их «печати», которые ставятся в нужной ситуации; иногда это называют «протоэмоциями». Их определения чувств – грубы и недифференцированы, они путают сексуальное влечение с любовью, любовную привязанность с дружбой, разочарование с грустью, раздражение с гневом и т.д. Потому легко подменяют понятия в своих доводах."
А вот и Жуков в десятке: "Отсутствие вины и сожаления – одна из главных их черт, отличающих психопатов от других людей. Это в них пугает больше всего. У них, как будто, нет эмпатии. Они относятся к окружающим как к средству выполнения их желаний и потребностей; они способны поддерживать постоянные отношения с человеком, считая его своей собственностью или привычной деталью окружающего пространства, вроде телевизора, кровати или холодильника."
Такая милая Есечка: "настоящими жертвами психопаты часто считают себя"
"Им свойственна импульсивность в сочетании со слабым поведенческим контролем. «Я сделал так, потому что мне хотелось», - их стандартное объяснение." А какой смысл делать так, как не хотелось?
"Обратная сторона этой страсти к приключениям – полная непереносимость рутины или монотонности. Психопаты быстро начинают скучать. Вряд ли вы найдете их там, где нужно выполнять скучные повторяющиеся действия, или там, где требуется продолжительная концентрация внимания." Социопат и винтик в общем механизме - понятия не совместимые. Мне нравится!
"Психопаты безответственны, не всегда только по отношению к другим, но и к себе. Обязательства и долги для них значат очень мало: они предпочитают притвориться жертвой и вынудить близких заплатить за них, нежели честно возьмут в долг. Они могут беспечны на дороге, в работе и сексе – везде, где требуется большая или меньшая техника безопасности они стремятся избавить себя от лишних забот, рискуя здоровьем и благополучием обычно других, но также – и своим. "
Всех, кому я должен - прощаю? О, беспечность в сексе... Это включает секс на стоянке в авто, надеюсь? И нарушение скоростного режима?
"В дополнение к характеристикам Р. Хаэра мы бы хотели упомянуть еще некоторые черты:
• образ вечного подростка («вечной молодости»)
• множество «новых жизней»
• идеализация «новых чувств», «пробуждения к жизни»
• скрытность частных деталей или подробностей, отрывочность повествования о своей жизни
• излюбленная тактика «подставления» другого
• сценарная смена масок"
"Они идеализируют каждый раз новое начало, новые начинания, новый цикл любовных отношений, новое «пробуждение»… чтобы затем свернуть на старые, привычные и удобные им рельсы и обвинить окружающих в несоответствии их высокому идеалу." Да, да, детка, скажи это еще раз!
А про маски даже цитировать не берусь... Это надо читать в оригинале!
Я нахожу в себе признаки разных субкультур: и Криминальной, и Корпоративной, и Клубной. Меня бы это должно пугать - но не пугает. Воспоминания о моей мягкой и человеколюбивой жизни должно бы мотивировать меня на то, чтобы принести в свой обновленный мир гуманистические ценности - но не мотивирует. Напротив, я настолько асоциальна, что читая эту статью, готова даже углубить проявление кое-каких симптомов.
Целиком статья: http://www.psynavigator.ru/articles.php?code=561
И маршальские психопатичные проявления мне становятся понятны еще больше. И я вижу в статье и наставника и инспектора. Это наше, родное, понятное только этому криминальному, корпоративному, клубному сообществу - социопатия.
Даже в разделении на "хищников" и "жертв" узнаются агрессоры и виктимы второй квадры.
Бывает же!
И самое поразительное, что человек действительно описывает вторую квадру: во всем ее великолепии и историческом процессе:
"Однако в этой теории существует один парадокс: история знает этапы, периоды и даже культуры, в которых подверженность разрушительным аффектам была для человека вполне приемлимой и даже предпочтительной. Это, прежде всего, времена перемен, слома эпох: войны и уничтожение целых народов и цивилизаций. Отдельная личность могла добиться большего успеха (и даже просто выжить!) именно благодаря своей психопатической бесчувственности."
Разве война - не наша стихия?
Итак, я социопат! А вы говорите: "нежная есечка, хороший человек!"
Предлагаю врагам держаться от меня подальше, ибо я так асоциальна, что себя боюсь, глядя в зеркало!

1 комментарий:

  1. Меня не приводит в восторг прочитанное. Там описаны какие-то монстры! И вообще... некоторые замечания даже смешны. Например, вот это:
    "Им свойственна импульсивность в сочетании со слабым поведенческим контролем. «Я сделал так, потому что мне хотелось», - их стандартное объяснение.
    И чем оно не нравится или не устраивает? Это объяснение? Мне захотелось - я сделала.
    Нет, ну, мож я чего не понимаю... Если это применять к обследуемым преступникам и мотивации их действий, может, и странно. В обычной жизни по-моему вполне...
    "Обратная сторона этой страсти к приключениям – полная непереносимость рутины или монотонности. Психопаты быстро начинают скучать. Вряд ли вы найдете их там, где нужно выполнять скучные повторяющиеся действия, или там, где требуется продолжительная концентрация внимания."
    Покажите мне хотя бы одного, кого подобное развеселит?
    Я уж вообще молчу, про отсутствие вины и сожаления. Если не видны проявления, это еще не значит, что нет этих чувств.

    ОтветитьУдалить

Яндекс.Метрика