вторник, 13 марта 2012 г.

"Железная леди" в истории и на экране

Пожалуй, после Черчилля только она и занималась величием Британии в двадцатом веке. После нее вспомнить будет некого. Женщина-премьер в самой консервативной стране мира, которая была больше мужчиной, чем многие, сидевшие в парламенте. Безупречная внешне, небезупречная в политике, она останется легендой, что бы ни говорили ее враги и критики.
Я была совсем девчонкой, но включала телевизор громче в советское время, когда на экране появлялась она. Я не могла пропустить фильм о ней.

Но мне стыдно, что Мэрил Стрип, которую я безмерно уважаю и люблю, снялась в таком позорном фильме.
Я не считаю возможным ни с художественной, ни, тем более, с этической точки зрения существование подобного киношедевра.
И не только потому, что после фильмов "Королева" и "Король говорит" показывать историю одной из величайших стран мира и ее лидеров, надо более, чем аккуратно. И ориентироваться надо на эти стандарты, а не на потребу тупой публики, жаждущей заглядывать в чужие спальни сквозь замочные скважины своего ограниченного ума, питающегося дешевыми сенсациями.
А, в первую очередь, потому что баронесса Маргарет и поныне жива, хоть и не скажешь, что здравствует, и уважение к 86-летней женщине, хотя бы как к женщине и человеку, можно было бы и проявить. И нет ничего отвратительнее, чем копаться в личной жизни, и, тем более, в болезни человека такого уровня. Кто знает, что такое деменция, кто в состоянии поставить себя на место пожилого человека и представить, что его жизнь станет публичной через призму болезни, немощи и старости, - тот меня в состоянии понять.
Она никогда не демонстрировала свою личную жизнь, она и не очень-то успела пожить в семье. Муж и двойняшки чаще всего оставались за кадром. Но копаться в ее сундуках и устроить фарс из ее любви и чувства утраты и возможной вины по отношению к ушедшему супругу - это недостойно. Она забудет или пройдет мимо, как прошла мимо много. А вот авторы фильма...
Мне стыдно за них. И за Стрип обидно, потому что сыграть Тэтчер - это престижно, да, это сразу привлечет внимание к роли. Но важно же, какую Тэтчер сыграть. Выжившую из ума старуху? Слабую, уязвимую, живущую воспоминаниями о том, чего нет. Я разочарована в Мэрил Стрип. Не в игре, в выборе роли. И этот Оскар - недостойный ее таланта, конъюнктурный, пошлый. С ним она проиграла, увы!
Нет, Тэтчер не вызывает у меня жалости по фильму. Ни в период взлетов, ни в период разговоров с умершим мужем. Она вообще не может вызывать жалость, потому что такие, как она, на самом деле не достойны жалости, лишь уважения. Жалость ее бы унизила. И даже зная, что мое мнение ничего не решает и не создаст ей охранный щит или не подставит подножку, я не опущусь до жалости.
Для меня она и в деменции, и в ошибках, и в отставке - та самая Железная леди, которую боялся и ненавидел Союз, которая встала на защиту умирающего Пиночета, которая вступила в войну и выиграла ее, которая предрекла ошибку вступления Британии в ЕЕС, да и само существование этого сомнительного объединения, которая... etc.
А в фильме она либо выжившая из ума старуха, либо робот, движущийся по прямому рельсу. Это примитивно, трактовать ее образ настолько однобоко и скучно. В ней и на пике славы все равно нет ничего от живого человека, каким она вдруг становится в старости.
Это не Тэтчер на экране - это ее подделка, пластмассовый суррогат коммерческой киноиндустрии, потакающий худшему в человеке, да еще и за большие деньги.
Говорят, что баронесса отказалась смотреть эту чушь. Дай Бог, чтобы так. Ей достаточно было грязи и клеветы в период правления.
Но она, а не всякие там Мэйджоры и Блэры, увековечена при жизни в бронзе и стоит напротив Черчилля в Парламенте, это она вернула Британии былое величие во всех смыслах. Это ее безупречные костюмы с изумительной красоты брошками, ее прямая спина, твердый взгляд и волевой напор завораживали меня все годы, и продолжают удерживать у экрана телевизора до сих пор.
А фильм... Что фильм?
Его героиня останется в веках такой, какой она вошла в историю свой страны и Европы, а не такой, на которой попытались сделать деньги создатели фильма. О них никто не вспомнит, если только в связи с оскароносностью Стрип, и, надеюсь, этот кинематографический позор забудется очень скоро.
Я вот написала и забыла.
Будьте здоровы, баронесса Тэтчер - потрясающая женщина и великий политик!

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Яндекс.Метрика