среда, 21 марта 2012 г.

Легкость бытия или трудности "цветоводства"

Меньше всего на свете в человеческих взаимоотношениях меня привлекал процесс воспитания. Мне не нравилось, когда воспитание прикладывали ко мне, а через несколько лет меня уже тяготило выступать самой в роли воспитателя.
Меня раздражали чужие заорганизованные дети и выводили из себя дети, висящие в общественном транспорте на поручнях и гуляющие ногами по сиденьям, потому что "до пяти лет им можно все" в соответствии с разными мудрыми системами.

По себе я знаю, что воспитанию не поддавалась ни в какой форме. Я и бессознательно противоречила всем системам и сознательно сопротивлялась им. Мою свободу самовыражения нельзя было засунуть в рамки, хотя я с удовольствием читала "Педагогическую поэму" раза три. Правда, моя потребность в свободе самовыражения была всегда одинаковой и довольно удобной для моих родителей — я читала запоем и выставить меня на улицу было равносильно отправке на урановые рудники.
В младшем подростковом возрасте вместе с чтением добавилось домашнее хулиганство, как то максимальный звук с катушек Высоцкого и Галича, притаскивание с улицы котят, приглашение самых хулиганистых мальчиков домой и руководство ими в роли Атаманши (тогда еще я ничего не знала про фильм "Крестный отец"), рецептурные изыски в приготовлении ликеров из подручных средств и тихое покуривание в окошко. Блаженный пятый класс!
А потом банда распалась, Высоцкий звучал тише, книги занимали все свободное время и даже время, отведенное на уроки. Мне все так же было скучно ходить по улицам с абстрактной целью "гулять"... Моя свобода переместилась окончательно в мой внутренний мир и выплескивалась только в виде стихотворений или нестандартных сочинений в школе.
Предполагаю, что родителям со мной было не очень трудно. Максимальным моим проступком было нежелание переводить творческий бардак в организованный порядок и неумение держать свое мнение при себе. Собственно, и сейчас ничего не изменилось, из чего я делаю вывод, что моральное и силовое воздействие не имело для меня сколько бы то ни было серьезных последствий, хотя родители в благих порывах вкладывались вовсю. Иррационала никогда не сделать паинькой, он живет своим эмоциональным "хочу" или "ни за что", а не ответственным "надо" и "должен".
Собственных детей я не особо воспитывала. Мне это было не интересно, скучно и утомительно. При воспитании детей особое место отведено контролю, который невротизирует меня до состояния "хоть вешайся". Я была уверена, что если поставишь задачу, объяснишь ее целесообразность — то дело само пойдет по накатанной. Ага, как же! Общество отвергает эту теорию, навязывая системы и уставы не только детям, но и их родителям.
Самое большое счастье последних лет: дети выросли и я не должна спрашивать, что было в школе и просить показать дневник. Честно скажу, дневники я видела нечасто, а учителей — и того реже. В старших классах школы — не видела вовсе.
И только сейчас я поняла одну важную для себя вещь (хотя эта вещь мне нисколько уже не актуальна, потому что и бабушка из меня будет никакая, я заранее предупредила детей, чтобы не рассчитывали) — нет ничего хуже, когда рациональные дети попадают в руки родителей-иррационалов и наоборот.
Рациональный ребенок — это предел мечтаний любой режимной системы воспитания, потому что только он и поддается истинному воспитанию, он словно бы запрограммирован на то, чтобы быть воспитанным.
Воспитание очень плохо приклеивается к тому, кто рожден жить вне внешних рамок, пытаясь создать собственные и нарушая и их при первой же возможности.
"Правильный ребенок", жаждущий узнать все о системах и принципах построения мира, дающих ему ощущение стабильности и незыблемости бытия, замучает вас вопросами "почему" и "зачем" до тех пор, пока вы не донесете до него свод правил и пошаговых инструкций. Как только донесете — можете почить на педагогических лаврах и с удовлетворением взирать оттуда на плоды своих трудов. Ребенок будет трудиться не покладая рук над тем, что вы заложили в него: создавать порядок и, проявляя творчество, организовывать вас самих на порядок.
Ребенок иррациональный задает те же вопросы с целью не закрепить систему, а создать собственную или выйти из-под влияния вашей. Удержать его в рамках вашего логичного и удобного для окружающих миропостроения не удается никому. Нередко он — нарушитель запретов, носитель "уда" или "неуда" под столбиком четвертных оценок, подвергающий сомнению любую вашу попытку поставить его по стойке смирно и доказать, что все делается ради его же блага. Его благо видится ему совсем в другом — в первую очередь, в свободе самовыражения или в подражании чужой свободе самовыражения.
Рационалам вырастить из иррационального ребенка что-то отличное от бунтовщика и невротика практически невозможно.
Иррационалам, живущим по правилам "а давайте попробуем вот так", не сломать психику рациональному ребенку, во всем ищущему систему — весьма затруднительно.
Мне было не слишком сложно быть своим детям и матерью и отцом. Я, живя вне рамок и долженствований сама, была одарена иррациональными сыновьями. И уж что выросло, то выросло. Свою задачу я видела в необходимости скорректировать их поведение в рамках общественной морали, в первую очередь, научить приспосабливаться к меняющимся условиям среды, принимать быстрые и гибкие решения. А загонять их в рамки и контролировать — это было не мое. И, естественно, это и не получилось.

Моим иррациональным друзьям с трудом удается растить рациональную девочку, мучительно ищущую в исключительном бардаке признаки "такой папиной системы порядка", при которой мир станет объяснимым и не придется тратить силы и время на попытки понять непознаваемое и обнять необъятное.

Отличить рационала от иррационала можно уже в раннем детстве, и я твердо убеждена, что растить их надо по-разному, разделяя не только по гендерному признаку, но и по принципу мировосприятия. Тогда и проблема социализации перестанет быть мучительной для детей и родителей, и период подросткового бунта будет проходить мягче и легче, и отношения с друзьями, начальниками, подчиненными, выбор профессии, спутника жизни, увлечения будет восприниматься не таким болезненным. И привычные для всех поколений человечества грабли вдруг окажутся бутафорскими.
Надо просто захотеть и начать с себя.

2 комментария:

  1. Гениально, Кошка, просто классика, Вы молодец. Прочел на одном дыхании, я и сам иррационал до мозга каждой клеточки, как Вы, думаю, уже догадались. Спасибо-преспасибо за сей даже не женский, а какой-то вселенский текст!

    ОтветитьУдалить
  2. Ой, от скромности я не умру, поверьте... но тут даже как-то застеснялась...
    Спасибо Вам, что читаете мои психологические изыски! :)
    Эдак наслушаюсь комплиментов и стану книги писать. :)
    Пока держусь и ленюсь.

    ОтветитьУдалить

Яндекс.Метрика