пятница, 27 мая 2011 г.

Утренняя Тора

Утро вчера началось странно. Не утро в доме, а мое персональное утро. Часть меня осталась там, где хотела остаться, - на широкой кровати перед стеной с фотографиями, под тонкими гибкими ветвями фикуса бенджамина (кажется, это Midnight Lady, что весьма символично). А другая, куда более осязаемая часть, пошла бродить по белой студии, задержалась на стуле у длинного стола, посмотрела на картины и фотографии, забралась с ногами в белое кожаное кресло и потянулась за Торой.
Удивительное дело. Все книги убраны на стеллажи за стекла, и только Тора лежит на стеклянном столе, удивляя толщиной корешка, причудливым материалом переплета и необходимостью читать с привычного для европейца конца. Тора 1998 года издания, увидевшая свет в Можайской типографии. Мне стало стыдно. Два с половиной года назад я оставила в подъезде под почтовыми ящиками Тору, изданную в 19 веке. Правда, в ней не было русского перевода, и не было удивительных комментариев. Но стоило ее раскрыть, и страницы истлевали прямо на глазах и бесшумно стекали струйкой на колени. Если бы я знала тогда... если бы знала... Я бы лучше отнесла ее в этот дом, где ее бы оценили и любили. Я мысленно попросила прощения у всех своих предков за такое кощунство и открыла последнюю страницу. То есть первую страницу книги Берейшит, книги Бытия.
Несмотря на свое глубокое филологическое прошлое, читать, справа налево перелистывая страницы, было очень тяжело. Смысл сказанного терялся в попытках осознать, на какой странице искать продолжение. Я почти не читала сам текст, к своему стыду. Зато читала комментарии, занимающие большую часть страницы.
А когда дошла до создания женщины из ребра Адама, вдруг остановилась, как громом пораженная. И ведь не сказать, что я этого не знала, и не отбрехаться, что давно читала, что не слушаю больше проповедей и не беру в руки Библию.
Человек = мужчина был создан из праха земного по образу и подобию. А женщину, фактически, сотворил мужчина, то есть он был частью творца в тот момент и не только тем, что сам был образом и подобием, а тем, что физически поучаствовал. И потому женщина - создание высшее и в то же время, обделенное исключительной божественной любовью.
"Здесь мы находим прекрасное аллегорическое описание общей природы взаимоотношений мужчины и женщины: зависимость женщины от мужчины и природные предпосылки возникновения глубоких связей между ними. Одна из сторон мужчины явилась материалом для формирования женщины; это является намеком на то, что естественная обязанность женщины всегда быть рядом и быть готовой прийти на помощь, в то время как естественная обязанность мужчины - оберегать женщину и заботиться о ней" (Драйвер).Удивительно, как точно и емко описана суть необходимых для счастья составляющих: его - заботиться и ее - тоже заботиться. Но это разные заботы, дополняющие друг друга, без которых мужчина одинок и женщина одинока, как бы ни была благоустроена их внешняя жизнь.
Не знаю, насколько это похоже на отношения в Бете, но по мне - однозначная модель.
И однозначная модель моего понимания мира.
Но когда я дошла до момента, когда первые дети Адама стали достигать возраста в девятьсот тридцать лет, в восемьсот семьдесят и т.д., мне стало страшно, что жизнь настолько хрупкая и короткая, сократившаяся с величественных девятисот до жалких семидесяти, может прерваться в любой момент. Поэтому я вернула Тору на место, выбралась из белого кресла и вернулась на свою часть широкой кровати под глянцево-зеленые листья фикуса. Но я не помню, о чем думала два часа, пока телефонный звонок не протрубил подъем. В этом доме, на этой кровати моя голова научилась отключаться, освобождая меня от мыслей и необходимости суетиться по пустякам.
А Тору бы я еще ни раз почитала. По утрам Тора особенно хороша!

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Яндекс.Метрика