пятница, 30 сентября 2011 г.

Лучше быть нужным, чем свободным?

Задумываюсь, и понимаю, что с годами так и есть. Хочется быть востребованным, узнаваемым, желанным и человекозависимым. Чтобы о тебе вспоминали не два бывших сослуживца только в новый год и день рождения.
И как бы человек ни пыжился явить себя миру самодостаточным настолько, что может уединиться в скиту на годы, все это чушь и гордыня. Мы страстно хотим быть нужными.

Правда, у всех потребность в нужности своя. Одному достаточно более чем тесного круга, может быть - только партнера, в котором можно раствориться и наслаждаться слиянием и тишиной. Другому нужен широкий круг приятелей и знакомых, сменяющих друг друга, как версты из окна поезда. А третьему... город, страна, континент, мировое господство, не меньше. И чтобы все смотрели с благоговением и кланялись, и детей подносили потискать, и в коллективный кадр лезли обшлагом рукава, лишь бы в ореоле его величия засветиться и рядом постоять пару секунд.
Эти театральные наполеоновские комплексы встречаются совсем не так редко, как может показаться на первый взгляд. Меня с моей внутренней интроверсией они раздражают безмерно. Я переношу толпу ровно настолько, сколько надо времени через нее притиснуться. А некоторые, вроде моего бывшего, круглосуточно не сходят с трибун.
При этом замечено, что чем выше потребность в трибуновещательстве, тем ниже профессионализм. Такие, как я, неэффективно управляют своими компаниями, потому что входят в положение каждого, не слишком успешно делегируют полномочия и не бьют мордой об стол провинившегося балбеса. Они зарабатывают свои неврозы трудоголизмом и повышенной ответственностью за все, что делается вокруг.
"Трибуны", надо сказать, управляют тоже неэффективно, ибо канал круглосуточного вещания у них не выключается. А вещание в мир блокирует поступление информации извне. Руководитель и владелец фирмы, который не в состоянии за много лет освоить азы бухгалтерии, подмахивающий бумаги не глядя, как алкаш рюмку за рюмкой, не научившийся сделать элементарные шаги по обновлению ПО на своем компе и заставляющий женский коллектив таскать коробки при переезде офиса... Это трепло, как говорил мой папа. Законченное трепло. Услуги грузчиков для переезда стоят таких адекватных денег, что можно было бы сойти с трибуны на минуточку и расстегнуть портмоне. И в жизни я не поверю, что подобный высокопарный тип с сомнительным чувством юмора (или его отсутствием, скорее), с информационной и экономической безграмотностью, любитель собирать пустые оперативки и доводить людей до состояния "почему я маленьким не умер?", требовать отчеты, которые даже не прочитываются, и подозревать всех и каждого в воровстве, передвинул с места на место хотя бы одну тумбочку или серверную стойку.
Помнится, в свое время я офис старалась перевозить в субботу, чтобы работников не напрягать. Они отдыхают, я со специально обученными людьми переезжаю, скручиваю столы шуруповертом, прокидываю провода... Ну, таких эксклюзивных начальников, наверное, надо было еще поискать. Но чтобы девчонки коробки таскали по воле генерального? Или, в порыве обеспечения непрерывности рабочего процесса, их требовали бы в выходные на работу?..
Да, я понимаю, что есть почти незаменимые... И кто-то даже гордится своей незаменимостью, а кто-то не может сбросить ее груз и пашет, как вол, пока не упадет в борозде.Так вот, подобный трудовой процесс, внедряемый в рабочих коллективах, - именно то самое исключение из правил, когда лучше быть свободным без денег, чем нужным за внеурочные, если о них вообще вспомнят.
В общем, и снова я о своем: о дауншифтинге, об отсутствии желания выходить на службу в условиях повального начальственного кретинизма и нежелании быть "нужной и востребованной" и осознавать свою высокую миссию. Именно тут мой overqualified смыкает ряды с высокими личностными запросами к коллективу, который, как правило, не выдерживает никакой критики, и я как дитя радуюсь своей свободе и невостребованности, которая в добрые старые времена была бы расценена как классическое тунеядство. Да, пусть тунеядство, но зато в каком коллективе ныне уже покойных, если вспомнить!
Эк я от психологии через социологию к культуре выбрела. Ну уж тогда придется завершить политикой, куда же без нее!
Если прислушаться к будущему президенту, ловцу амфор и любви электората, на встрече с писателями, становится ясно, что наша культура оценивается правителями по высоким критериям каталога расцветок Лады Калина. Лично мне нравится "зеленый горошек", хотя он и сольется с сибирским пейзажем и не получится эффектной фотографии для народа, которому ты так мучительно нужен.
Нда... Вспомнились толстые журналы и нобелевская речь Бродского. Не к добру это на ночь глядя. Не буду о страшном. Осталось только признать, что раньше культура в нашей стране была все-таки чуточку overqualified, а теперь просто ниже плинтуса. Невостребована. Свободна.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Яндекс.Метрика