пятница, 7 октября 2011 г.

И снова о запахах...

Начинать с банальности, что запах индивидуален, как отпечатки пальцев, - глупо. Однако же придется сказать и это и напомнить, что мы лишены глобальной способности различать людей по запаху, в отличие от наших питомцев, например.
Правда, у кого-то обоняние обострено, у кого-то снижено. Кто-то болезненно реагирует на одни запахи и просто умирает от других, все индивидуально.

Я различаю довольно много запахов и различаю людей по запахам. Ну кошка, что с меня взять. Как зверь, на большом расстоянии чую запах алкоголя, даже если это была всего лишь рюмка водки или пару глотков пива. Чую и злюсь - не люблю.
Но я не о том, как пахнет рукотворный человеческий мир. Даже если это интересно с научной точки зрения в общем и целом, то абсолютно скучно для меня.
Есть запахи "свои" и "чужие". Правда, "свои" не обязательно имеют отношение к давно сложившейся группе людей, с которыми у тебя дружеские или даже интимные отношения. То есть между степенью близости и ощущением запаха как запаха "своей группы" никакой жесткой корреляции нет. Иногда мы допускаем до себя людей с чужими запахами, хотя, как мне видится с высоты моих лет, это частенько тянет за собой массу проблем и ошибок.
Для тонко чувствующих запахи: если посторонний человек будет пахнуть, как "свой", то, скорее всего, он будет воспринят подсознательно как потенциально дружественный, симпатичный, имеющий перспективы для развития отношений от простого знакомства до близости (только душевной или душевной и физической - в моем случае очень зависит от пола).
Запахи людей, пахнущих как "чужие", как правило, заставляют держаться настороже, пристальнее и объективнее оценивать связи, мотивы, слова и поступки, удерживать определенную дистанцию, не переступающую границ личного жизненного пространства. Они - один из естественных источников недоверия, помощник в работе инстинкта самосохранения, и если мы умеем "прочесть" запах - можно быть уверенным, что от части ошибок и заблуждений в отношении другого человека мы защищены самой природой.
И все же запах индивидуален. Субъективная наша оценка "нравится - не нравится" не меняет сути восприятия другого человека, как существа в любом случае постороннего, пусть даже допущенного ближе ("свой") или заставляющегося отодвигаться дальше ("чужой").
Ну а теперь, как всегда, о себе любимой, ибо я практик дальше некуда в процессе исследования своего мироощущения.
Мужчина, которого я люблю, не просто свой. Он не просто допущен в самый близкий круг и вообще составляет 100% этого круга, если не считать меня тоже частью этого круга. То есть из близких он самый близкий и единственный (имея в виду физиологическую составляющую, не духовную, увы!). И его индивидуальный и уникальный запах как минимум "свой". Но... Вот тут-то и порылась пресловутая собака...
Я почти не могу отличить его запах от собственного. То есть в нюансах - могу, конечно, а вот в генеральной линии, если мне позволено пользоваться неформальными терминами, он ощущается как мой. То есть мой мужчина пахнет мной. И это настолько поразительно, что каждый раз ставит меня в тупик, стоит подойти на такое расстояние, когда перестает доминировать запах туалетной воды (которая, кстати, имеет те же составляющие, что и мои собственные любимые духи).
Конечно, можно сослаться на то, что именно туалетная вода заставляет мозг путаться в запахах и играет с ним злую шутку, однако же...
Маришка подарила мне Light Blue от DG, от которой на других людях у меня сносит крышу. Мне безумно нравится этот запах и на моих подружках и на незнакомых женщинах. А на себе - никак. Пусть не раздражает (ну если только чуточку), но и не окрыляет точно. Так что, похоже, я, глядя в зубы дареному и дорогому коню, с благодарностью верну его хозяйке. Не мое, увы!
Уж сколько я перепробовала всяческих дезодорантов, и, так как к запахам я критически настроена, отказалась от очень многих. А вот только сейчас заметила, что одна из Нивей, весьма простенькая, пахнет на мне моим мужчиной. Ну разве же я теперь от нее откажусь!
И все же в моей голове не укладывается, как другой человек может пахнуть мной, как запахи похожи настолько, что заставляют решать загадки мироздания: кто мы, откуда, почему встретились, когда виделись раньше? И еще - ощущает ли он их похожесть?
Таким образом, я для себя теперь дифференцирую три типа запахов: "чужой", "свой" и "собственный", который лишь в нюансах распадается на "мой" и "его". Странно все это, более чем странно.
Или я превращаюсь в животное? Вроде бы, бешеные кошки меня не кусали...
А теперь маленькое лирическое отступление о душе, не о теле. Хотя в том же контексте.
Летом я нашла в сети короткий текст своего мужчины, вполне официальный, публичное обращение к зрителям. Два-три развернутых абзаца, максимум страница А4. И снова, снова у меня случился разрыв шаблона. Я уже даже не пугаюсь их, я просто фиксирую эти факты, как летописец.
Итак, чтобы напомнить, что означает для меня текст, я просто скажу, что я филолог и прирожденный "работник печатного и непечатного слова", профессионально занимаюсь лингвистикой, при этом знаю законы создания литературных произведений, чуточку разбираюсь в психологии, в том числе и гендерной, неплохо понимаю соционику и интуитивно чувствую авторов, особенно тех, к которым благоволю.
А теперь возвращаюсь в тем трем абзацам в Интернете.
Если бы я не видела фамилию под этим текстом, я была бы уверена, что писала его сама. К моему удивлению, у меня и не такое бывает: я перечитываю собственные литературные шедевры и иногда спотыкаюсь на целых сценах или, как минимум, на образах. Потому что не могу вспомнить, как я их писала, и писала ли вообще.
Но здесь случилось равно противоположное. Это был мой текст, мое построение фразы, мой подбор слов, мой принцип формирования мысли и обоснование тезисов.
Как такое возможно, я не понимаю.
Он пахнет, как я, он пишет, как я.
И мы совершенно разные. И эта разность притягивает меня к нему, как мощнейший магнит.
А вот будем ли мы вместе, как напоминает известная реклама, не знаю... не знаю...
Но потерять настолько "моего" человека немыслимо. Едва ли я могу придумать себе наказание страшнее - потерять его. Потерять себя!..

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Яндекс.Метрика