четверг, 12 апреля 2012 г.

Гефилте фиш или как я не готовила фаршированную рыбу

Когда вас на родине спрашивают, готовила ли ваша бабушка гефилте фиш, и у вас есть на этот вопрос утвердительный ответ, но еще нет израильского паспорта - это серьезный повод для раздумий, почему вы еще не встретились с консулом и не получили свою охранную грамоту.
А заодно и несерьезный повод, чтобы перечитать бабушкины рецепты, вспомнить молодость и тряхнуть общей с бабушкой стариной. Ведь за окнами даже при отсутствии весны все равно пасхальная неделя.

Да-да, я пыталась бить себя по рукам в прошлую пятницу, зная, что любимый сейчас на пасхальном седере: "как рыбке зонтик тебе эта фиш, Светлана Владимировна!"
Но рожденное раньше меня упрямство, несколькими днями ранее выбравшее себе зонтик, теперь требовало рыбы. И непременно фаршированной.
Удовлетворяться банальным филе трески, малосольной форелью собственного приготовления, копченой форелью артельного приготовления, красной икрой и даже шпротами, не говоря уж о тунце в собственном соку, оно отказывалось начисто.
Гефилте, так гефилте, сдалась я в субботу, перетряхнув для верности несколько уважаемых кулинарных сайтов, собственные записи столетней давности и мамины теоретические познания (мама всегда была лишь потребителем, но никак не творцом этого блюда, несмотря на то, что ее бабушка тоже готовила гефилте фиш и так до не скажу какого колена) и гастрономические воспоминания.
Интернет порадовал меня кучей альтернативных мнений, как всегда. Память предков и мамины комментарии вернули меня в семейную жизнь, когда я, будучи примерной католичкой, лишь баловалась фаршированной рыбой, а не праздновала ею.
Вспомнился разговор с любимым в конце прошлого года, когда он только вернулся из Израиля, а я приехала его навестить.
- Надоели эти евреи (сказано гораздо жестче, но до того божественный текст из его уст, что просто не могу сдержать восторга!), почему-то они считают, что фаршированную рыбу надо есть только по праздникам. А я люблю ее просто так. Покупаю в магазине в баночке и привожу домой. Хочешь кусочек? У твоей бабушки получалось так же?
У моей бабушки получалось мягче и нежнее, но разве сравнить домашнюю рыбу и ту, что плавает в банке даже в кошерном магазине Тель-Авива!
Итак после заката в субботу я просто изошла слюной и сказала себе, что пусть я убью на этот процесс всю ночь, но к утру в моем доме будет пахнуть фаршированным карпом.
В субботу вечером "Карусель" встретила меня очередями и суетливыми людьми с огромными тележками еды. Мой мозг краем сознания зацепил неестественный человеческий ажиотаж и объемы скупаемой пищи, но мысль о том, что я при своей нелюбви к отсутствующему телевизору могла пропустить войну, дефолт или приближающуюся цунами мне не пришла.
Я двигалась неестественным путем от мясорубки к пряностям через овощи, оставив рыбу на десерт.
Вы думаете, что достаточно купить карпа и морковь со свеклой и праздник вам обеспечен? Как бы ни так! В моем разоренном при переезде гнезде не водилось ни мясорубки, ни даже достойных вожделенного деликатеса ножей. Мне удалось найти очень неплохие овощи, упаковать каждый вид в свой пакетик, взвесить - и только потом с замиранием сердца отправиться к аквариуму со смертниками, паре из которых предстояло продолжить неумирающую традицию моего рода по женской линии.
Никогда еще меня так подло не обманывала рыба! Сибасс и дорадо, лосось и форель, треска и судак и еще какая-то глумливая морская нахалка смотрели на меня с мертвой усмешкой, лежа на слое колотого льда. В аквариуме, всегда набитом здоровенными карпами под завязку, плескалась пустота. Это было так неожиданно, как нож в спину, и ничуть не приятнее, чем дефолт, смена правительства или не приходящая весна.
Рыбы не было. Единственное блюдо, которое я безудержно захотела приготовить за последние несколько лет, помахало мне хвостиком и предложило удовольствоваться выбранным дорогим, но совершенно несъедобным зонтиком.
Я медленно плелась мимо витрин с мясом, бросила в тележку некошерную свинину, за что гореть мне в аду, обнаружила, что с огромного стеллажа пропали яйца и только тогда поняла суть столпотворения в магазине: через неделю изголодавшийся народ планировал радоваться жизни крашеными яйцами, куличами и пасхой. Эти чревоугодники даже не догадывались, что есть блюдо, которое отнимает чертову уйму времени, чтобы стать украшением стола, съедаемым буквально за несколько минут. И это блюдо цинично уплыло из моих рук.
По дороге к кассе я в обратном порядке выкладывала овощи, пряности, ножи и мясорубку. Что мне в этой напрасной растрате, когда я не могу на вопрос "готовила ли моя бабушка гефилте фиш" кивнуть и со знанием дела сказать: "да я и сама балуюсь ее рецептом" и подумать о том, что даже если мне понадобится стоять ночами у плиты, я смогу радовать любимого не какой-то там консервированной щукой, а настоящей, традиционной фаршированной рыбой.
Конечно, остается возможность попытать счастье еще раз на православную Пасху (надеюсь, мне не зачтут это как высшую степень цинизма) или вообще удовольствоваться рецептом "ленивой рыбы" и остановиться на рыбных котлетах с тем же составом, но куда меньшими временными и трудозатратами, но сегодня я поняла, что я не хочу готовить гефилте фиш.
Перегорела, как лампочка, утратила вкус к кулинарии.
Правда, вечером я случайно наткнулась на серию роликов, среди которых есть и вот такой:



Забавный повар и даже дает шанс иноверцам приобщиться к еврейской кухне, но настоящая фаршированная рыба тут не причем. Разве покойной бабушке пришло бы в голову готовить из телапии? Это же оскорбление памяти всех женщин рода не скажу до какого колена! Благородная белая телапия не способна исполнить ни одного из трех моих желаний. И порадовать любимого вкусным ужином, который катастрофически быстро закончится на блюде, залитом розовым желе.
Кстати, она не только фаршированная, но и местами заливная. Кто не пробовал - не делайте поспешных выводов, по иронии судьбы вы обманитесь.
Фаршированная рыба по бабушкиному рецепту - божественна!
Главное, чтобы рыба и генетическая память не подвели!

2 комментария:

  1. А все равно вкусно получилось, Кошка!

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо, у самой слюноотделение повысилось! :)

    ОтветитьУдалить

Яндекс.Метрика