среда, 11 апреля 2012 г.

Из всех искусств для нас важнейшим...

Впрочем, это однозначный выбор вождей и кинематографистов. Моя профессиональная область - литература, она же и любимая. Чуточку менее конъюнктурная в своей основе, чуточку старше, но это мелочи.
Давненько не ходила я в кино с такой регулярностью, как в последние полгода.
Всю жизнь так - кого любишь, тем и живешь. И увлечениями его, и работой, и проблемами. И забавно, что у кого-то кино - только времяпрепровождение, а у кого-то - натуральное "наше все".

Сейчас налью себе кофе и поумничаю немножко. Или порефлексирую.

Я мучительно хочу пересмотреть "Артиста". Видимо, мой самый трудный месяц в году - апрель - требует срочного вливания извне положительных эмоций. Пожалуй, положительнее фильма для своего настроения я не помню.
Никакой софистики, психологии, экшена - чистое эстетическое наслаждение, искусство для души, для заплутавшего разума. Двухчасовой отдых от забот, когда иные убивают годы над бразильскими сериалами.
В "Артисте" все концентрировано, изящно, тонко, бесхитростно. И трогает какие-то такие струны, до которых не добираются даже мои любимые "Крестные отцы".
Красивый мужчина, сильный, упрямый, умный, с юмором, целеустремленный. Не мой типаж, но смотреть очень приятно, глаз отдыхает на этом образе.
Красивая девушка. Вернее, не то, чтобы красивая (на мой искушенный вкус, признающий эталоном красоты Элизабет Тейлор), но чертовски милая, обаятельная, фонтанирующая эмоциями, умеющая чувствовать и при этом все время в образе, все время на сцене, живая и непосредственная. Что еще нужно мужчине?
Глупо, что им приходится конкурировать, но в том и интрига. Конкуренция между теми, кого тянет быть вместе - очень болезненная тема, а когда это обременено профессиональной сферой, да еще и революционными изменениями в ней - это настоящая интрига.
Очаровательный пес. Не люблю мелких собак. Равнодушна к джек-рассел-терьеру, но пес отлично вписался в сюжет и общую картинку.
Сцена, где звуки приходят в немой кинематограф, замечательная, она как бы проводит невидимую границу, от которой начинается все еще яркая и блестящая, но уже ведущая под откос дорога, зеркальная поверхность, на которой невозможно удержаться и сползание в забвение предрешено.
Нет в фильме той глубины, к которой я привыкла и которую ищу в кинематографе. Смотрела его почти параллельно с "Тираннозавром", которого тоже собираюсь пересмотреть обязательно, потому что он произвел на меня прямо противоположное эмоционально, но не менее сильное впечатление.
А "Артист" просто окрылил. Легкий, воздушный, без морализаторства и глубоких подтекстов. Искусство кино ради самого искусства кино. Не важнейшее для меня, но порой очень вдохновенное. И потому со скрытым изумлением я слушала комментарии двух близких мне людей одного психотипа, которые независимо друг от друга высказались совершенно одинаково: "скука смертная, еле досмотрели, вообще непонятно, зачем это снимают!" Еще одна монетка в копилку моего знания о соционических типах.

"Тираннозавр". Несмотря на то, что название, на мой взгляд, условно и слишком символично, а анонс просто примитивен и отталкивает отсылкой в фантастику, обращая скорее к Спилбергу, чем к Левинсону, я просто счастлива, что открыла для себя этот фильм.
Правда, смотрела его в одноголосом переводе, который изобиловал ненормативной лексикой, но она как раз ничего не испортила, скорее, добавила картине искренности и реализма.
Единственное, чему я не поверила, так это концовке, где брутальный, жесткий, битый жизнью и бьющий в ответ без жалости герой вдруг уходит в романтику отношений. Не в чувства, а именно в отношения, которые для него болезненны изначально. Он мог осознать в себе чувства и попытаться неловко проявить их - в это верю, а что он вдруг отношения начал строить, да еще словами влюбленного мальчика - неубедительно, ибо нежизненно.
Маршал не станет интуитивно-этическим интровертом даже после лоботомии. Не дано.
Но авторам хотелось хэппи-энда, не самое худшее желание при таком эмоционально напряженном сюжете и психологических заморочках. Для меня картина существует ровно до последней сцены, но и без нее она замечательно, со знанием дела показывает характер подобных людей. Папу узнала сразу, и любимого узнала сразу. И пусть они не опускались и не опустятся до таких глубин одиночества и разочарования, но это не значит, что на своем социальном уровне они не ведут себя похоже в период стресса и разочарования жизнью.
Мне больно за героя, пустота его внутреннего мира заполняется его ненавистью к миру внешнему. Боль и смерть, которые он несет, разрушают, в первую очередь, его самого, убивают в нем способность вовремя остановиться и повернуть назад. Из такой пропасти назад пути нет, можно лишь замедлить движение, затормозить падение, удержаться за любящую руку. Но стоит пальцам ослабеть или разжаться - и дальнейшее падение неизбежно. И тогда саморазрушение дойдет до последней черты и, уходя, он прихватит за собой всех, кого сможет забрать, потому что такие, как он, не сдаются до конца, даже выдернув чеку.
У женщины совершенно иное восприятие действительности. Ее внутренний мир полон любви и сострадания, но внешние условия вторгаются и громят ее веру в людей, ее человечность, ее цельность и идеалы. Ее "не убий" обращается против нее и глумится над ней не словами жестокого и обиженного человека, а невозможностью жить в придуманном кем-то мире с его догматами и идеей недостижимого совершенства. Реальность, а по сути, сам Бог, смеется над ней, и чем сильнее она цепляется за слова и веру, тем больше боли мир причиняет ей в ответ.
Актерская игра прекрасна, иной и не может быть в глубоко психологическом камерном фильме, который и держится только на образах. Главный герой идеально вписан в роль, потому что актер играет сам себя. За его работу на экране я могу отдать целую пачку "Фаустов" не задумываясь.
Не хочется говорить, что фильм о Боге и вере, о разочаровании и надеждах, хотя банальности не меняют сути, так оно и есть. Да вот только для меня нет никакого счастливого воссоединения героев на фоне общей мрачной картины мира. Мир не изменится и минутная эйфория не сделает из тираннозавра травоядное, а из жертвы - хищника. Уставший хищник и озлобившаяся жертва - то, что я вижу, снимая розовые очки режиссера с концовки фильма. Мои фаталистические очки не снимаются, увы!

Итак, в моем активе весенних месяцев есть фильмы для сердца, вроде "Артиста" - для радости и надежд. Есть фильмы для души и ума, вроде "Тираннозавра" - для дальнейшего познания тайн внутренних миров... И есть пустышки - ни уму, ни сердцу.

"Милый друг". Как спросил любимый: "милый друг оказался совсем не милым?"
Именно таким и оказался - посредственным, поверхностным, примитивным. Впрочем, никогда я не относила Мопассана к своим любимым авторам и никогда с 14 лет не ощущала потребности перечитать его шедевры, вызывающие у моих подружек девственные оргазмы. Все слишком на виду, все очевидно, все упирается в пустое, наносное, в голый секс ради секса, ради наживы, ради амбиций.
Смертная скука. Герой даже не красив, опять же на мой вкус, и даже в сравнении с мужскими образами "Артиста" и "Тираннозавра" проигрывает внешне. Хищная маска, расширенные зрачки, неискренность даже в сценах страданий и любовного томления.
Ума Турман как всегда неженственна настолько, что на крупных планах отталкивает даже не подробностями старения, а именно своей мужской статью. Одни руки чего стоят. Ужас ужасный.
А слова: "я плАчу об умершем", которые не сопровождаются ни единой слезинкой (кстати, фильм просто грешит неуместными крупными планами), и дальше нарочитые рыдания с сухим и неискренним лицом, все в ней отталкивает.
Остальные женские образы вроде бы и женственны и объяснимы, но - не трогают, и это, видимо, все-таки не вина актрис, а проблема сценария и режиссера. Даже неглубокого Мопассана можно было снять мелодраматически чувственно, красиво и легко. А я вижу топорную работу вместо классической сказки об амбициозном юноше и талантливых женщинах, избаловавших его.
Правда, такое кино массовый зритель скушает с попкорном и колой за милую душу. Но мне "Милый друг" нисколько не мил, и жаль не столько потерянного времени, сколько своей наивности в попытке найти глубину, красоту или значение там, где ее отродясь не водилось - в ширпотребе, которым был Мопассан, в ширпотребе, который клепает Голливуд.

К счастью, весенний репертуар кинотеатров не исчерпан. Возможно, важнейшее искусство для народа еще порадует меня если не шедевром, то достойным содержанием и воплощением. Надеюсь.

4 комментария:

  1. Ну наконец-то. Кошка опять стала собой - интересной, полной обаяния экстравагантной особой, с которой чешутся руки поговорить

    ОтветитьУдалить
  2. Кошка бывает боевая, деловая, домашняя... разная. Граней много, смотря куда повернется.
    И снова здравствуйте! :)

    ОтветитьУдалить
  3. Здравствуйте, Кошка! Да Вы всякая хороша, кроме того, пожалуй, когда пытались меня со своей уфимской, кажется, подругой или родственницей затянуть меня к ней в кавалеры

    ОтветитьУдалить
  4. Помилуйте, я пыталась?
    Дева позавидовала моему "кошачьему счастью", я тут же дистанцировалась.
    Я своими поклонниками не разбрасываюсь, я их тщательно сортирую и по отдельным диванчикам рассаживаю, чтобы они друг с другом не встречались и не устраивали мне сцен ревности.
    Правда, раньше развлекалась и знакомила бывших... Вот потом смеялась, когда они пыжились раскрыть мне глаза на недостатки соперника! :)
    У меня свои игры, я не играю в то, что мне навязывают. Не ведусь на "слабо", ибо знаю за собой эту слабость, извините за каламбур. И вообще не играю, если знаю, что не смогу выиграть.
    Я и любимому говорю: "трахай, что хочешь!", а он сильно удивляется. Но никто не сказал, что это, оттраханное, я потом не грохну в уголке... тихо-мирно, без скандала и пафоса. :)
    Так что продолжаю настаивать: с девочками Вы уж сами, без моего участия, разрешения или возмущения, и наша с ними дружба или иные связи на мой принцип "я не участвую" не влияет. :)

    ОтветитьУдалить

Яндекс.Метрика