суббота, 18 февраля 2012 г.

Поиски смысла

Метафизика - не мое. В юности Джон Донн читался взахлеб, но его метафизика очень приземленная, может, потому меня и не грузила выше крыши. Сейчас на поэзию не тянет ни в каком виде, проза жизни замучила, видимо.

И потому же, наверное, по обеим причинам, меня никогда не тянуло перечитать "Фауста". Да и посмотреть не тянуло, если честно, но у любимого было столько эмоций, усугубленных очень серьезной степенью алкогольного опьянения, что я прошлой ночью вошла в нужное душевное настроение и решилась.
Полагаю, что запад, всегда благоволящий к легенде о Фаусте во всех ее интерпретациях, и не мог пройти мимо фильма, просто не мог. Ему нужен Фауст, как никогда. Или как всегда, судя по тому, какие этапы переживал он за годы существования истории о чернокнижнике. Это - его менталитет, его жизнь, его устремления, сомнения, проклятье.
Сделка с дьяволом и поиски смысла всегда казались мне атрибутами западной культуры, не нашей, самобытной. У нас либо по мелочи с козлоногим договариваются, ну, там бабу охмурить, денег приобрести, премию литературную отхватить, либо сразу о высоком и о смысле, минуя искушения плоти. В крайнем случае - отвергая их как не стоящие нашего духовного внимания.
А на Западе все слито воедино: и плотское и духовное. Потому их культура и загнивает столетие за столетием. Правда, все никак не может загнить, и вот даже Сокуровский Фауст - продукт гибридный во всех отношениях, попытался внести свою лепту.
Судя по реакции любимого - преуспел. Он охарактеризовал его как безусловную гениальность в отвратительной форме, ну или что-то в таком ключе.
По моему мнению... Впрочем, на фоне мнения профессионального кинематографиста, какой интерес представляет мое?
Мой частный взгляд на золотольвиный киношедевр остался безучастным. Не мое такое искусство, и не пугает, и не заводит, и эмоций ни в ту, ни в другую сторону не раскачивает. Художественные приемы, вроде натурализма, грязи, обнаженки, цинизма, бесконечной суеты и смены ракурсов, преломленных и смазанных изображений никак на меня не действуют. И уж точно не поднимают до понимания высшей сути или опускают до глубин разочарования этим миром.
Да, просто еще один фильм, да, авторская концепция. Этакое экранное литературоведение, что само по себе меня отталкивает чаще, чем прельщает. И уж если в оригинале у Гете для меня слишком много абстракций, то их интерпретация моим современником, погрузившимся в глубины и мироощущения прошлых веков, тем более не станет для меня откровением. Я принадлежу к той духовно малопривлекательной категории личностей, для которых поиски высшего смысла жизни бессмысленны априори, потому я легко прохожу мимо витиеватых аллегорий, высокопарных рассуждений и разноязыких философствований всех времен и народов...
Я не могу даже сказать, что мне понравилось или не понравилось. В приложении к этому произведению (рассматриваем Фауста как творение Гете-Сокурова) вообще не получается мыслить такими конкретными категориями. Он оставил меня равнодушной во всех аспектах, вот, видимо, так.
Но кое-что меня задело.
Первый момент художественный: встреча Фауста и Маргариты на кладбище на похоронах Валентина, когда профессор касается ее руки, и она взглядывает на него. Вот где проступает, как фотография на бумаге, жутчайший, мерзейший порок на кукольном детском личике. Полминуты молчания и неуловимого преображения красоты в казалось бы полной неподвижности действия. Великолепный крупный план, потрясающая актерская работа! Надеюсь, я не зря похвалила сцену, и это была режиссерская задумка. Этого художественного момента мне не забыть никогда!
Ну а второй момент - моральный. Вплетенный в канву диалога ответ дьявола на "высокий" вопрос Фауста, что связывает мужчину и женщину: "Деньги, совокупление и домашние заботы". Это ли для меня новость? Но в изощренном контексте фильма, где все время о духовном и возвращении к истокам, чтобы понять, что начально - слово или действия (хотя я не вижу противоречия, ибо для меня слово и есть действие, о чем постоянно и твердит Библия всеми своими книгами), так просто сформулированная суть жизни на земле, сухо, очень буднично - оказывается по-настоящему страшной. И если любимый увидел в этом безысходность и кошмар, то я даже готова его поддержать.
Дьявольски простой ответ на человечески непростой вопрос - это та сторона медали, которую моя возвышенная натура никак не хочет осваивать и принимать за основу бытия. Я все время в поисках любви и души, я не могу смириться с этой истиной и заглядываю за изнанку материального, похоти и быта...
Сокуровская сцена не сбила меня с пути, но притянула к земле. Права ли я в своих исканиях? Если все так определенно и предрешено, может, пора остановиться и принять эту дьявольскую данность, определенную Богом для тех, кто стали "двое одна плоть"? Мне трудно смириться. Я готова принять правду про совокупление и домашние заботы, ибо они не противоречат тому, что я вижу и в чем живу. Но как быть с финансовой стороной дела? Ведь деньги в моей жизни не играют решающей роли, а в ответе Маурициуса они поставлены равноправными с двумя другими факторами "человеческого счастья". Я задумываюсь о полноценности своего бытия и о том, почему не могу построить банальных отношений, которые меня свяжут, как всех нормальных, принявших для себя навязанную сверху правду. И пока не нахожу ответа.
А впрочем... наверное, дьявольщина Сокуровского "Фауста" и состоит в том, чтобы сбить меня, запутать и ввергнуть в сомнения, которые до того были мне чужды.
Я привыкла идти своим путем, даже если его пересекает колонна идущих в ногу в одном направлении. Если бы меня не устраивало то, как я живу, я бы поменяла жизнь. И что мне формула счастья для всего человечества, если она опускает меня на землю и подрезает крылья моей гордыне?
Вот так я оценила "Фауста". Да практически никак. Два момента из более чем двухчасового просмотра. Остальное меня не тронуло. Какая-то жизнь за грязным стеклом, чужая и непонятная. Бессмысленная. И поиски смысла не изменили ее нисколько. Победа разума над дьяволом? Сомнительная победа в разрыве контракта, написанного собственной кровью, будто это рулон туалетной бумаги с тисненым перышком. Я не верю в такие победы, в саму возможность их существования, не в попытки. Попытки человечество делает по десятку миллиардов в день, а освободиться не смог никто. Контракт с Богом, контракт с дьяволом, контракт с высшей силой или как ее ни назови не в сфере компетенции человека. Мы не можем навязать им даже существование этого контракта, даже наше стремление поставить под ним подпись... А уж разрыв...
Мы просто живем. Кто-то ищет смысл на пути от рождения до ухода. Кто-то приобретает опыт. Кто-то боится жить.
И если судить по тому, что искусство отражает действительность, то у некоторых она на самом деле страшная, безответная и безотрадная.

1 комментарий:

  1. Мне вспомнился анекдот:
    Мефистофель приходит к новому русскому и предлагает:
    "Продай душу!"
    То так тупо задумался и отвечает:"Душу!? За бабки!? А она чо, стоит что ли !?....А за какие бабки?"
    И дальше диалог:
    Дьявол- Ну, за большие!
    Н.Р.- 10000 баксов!
    Дьявол- Ок!
    Н.Р.- Не, погоди! Я передумал! Давай за 100000!?
    Дьявол-Ок!
    Н.Р.- Не, ну чо 100000!? Давай уж за миллион!?
    Дьявол-, Ок! Давай!
    Н.Р. совсем уж впал в ступор, и после глубокого молчания восклицает: " Я всё ж не понимаю, на чём ты меня ловишь!?"
    Думается, что перед вопросом "в чём смысл жизни", есть ещё вопрос, "а что есть я!?". Быть может я только тем и отличаюсь от животного, что у меня есть не "животные желания".
    Но разве это мои желания, а не приобретенные от окружения? Анализ этот не простой и долгий, но готов его продолжить вместе. Ведь это и анализ меня!

    ОтветитьУдалить

Яндекс.Метрика