четверг, 19 января 2012 г.

И снова о харизме, теперь в аспекте лидерства

Ну, как обычно, приступим к моему собственному мнению, которое я полностью разделяю, не утруждая себя чтением "особо убедительных", но неавторитетных для меня оппонентов.
Конечно, борцам за рождение истины в споре, профессиональным философским акушерам я сразу напоминаю, что в моем уставе прописано первым пунктом, что "Прораб (см. Фельдмаршал) всегда прав". Обычно я добавляю, что он же всегда и лев в царском понимании этого слова, поэтому, даже если берусь выслушивать чужие мнения, то остаюсь при своем, единственно правильном.
Слабонервным, плохо образованным и агрессивным лучше не читать — только зря нервы тратить.

Итак, диалог (не спор, заметьте) завязался из фразы приятеля "нашёл видео тренинга Гандапаса "Харизма лидера в бизнесе" - хороший тренинг". Когда я могла пройти мимо слов "тренинг, лидер, бизнес, харизма" мимо, не внеся разброд и сумятицу как филолог, сноб и самоуверенный гад. Или гадюка?
Естественно, никакие видео на подобные темы, да и вообще видео тренингов, да и вообще печатные или устные тренинги ("Но бойтесь единственно только того, Кто скажет: "Я знаю, как надо!" (с) А.Галич) меня не заводят в силу уже объявленных многими постами ранее причин. Или для экспресс-понимания можно опираться на фразу в предыдущем абзаце между словами "когда" и "гад" и устного экзерсиса про устав.
Все это означает, что читать, смотреть или слушать эту новомодную психологически-социологическую жвачку я не стану, но меня вдруг заинтересовала проблема в аспекте: "ты считаешь, что харизму можно наработать?"
И услышав ответ "можно", я поняла, что ни о чем, кроме харизмы, думать уже не могу... Хотя у меня в редакторе висело рабочее название поста "Ночные впечатления", лист был чист и голова была забита совсем иными сферами.
Но мне как-то очень ловко удалось впихнуть обсуждение по аське между написаниями абзацев рецензии, а по окончании диалога и поста захотелось оформить наш разговор в некое подобие философского рассуждения.
И я постаралась.
Итак, я считаю, что харизму уже по одному ее определению развить нельзя. То есть ее определение работает как аксиома.
А моими словами, харизма — это социальная гениальность, и как всякая гениальность она либо врожденная, либо театральная, то есть маска, пшик, обман.
И забегая сразу вперед, ну или возвращаясь назад к названию тренинга, я начинаю грустить о том, как все эти талантливые (а то и бездарные, но уж точно не гениальные) социо-тренеры пытаются красиво формулировать заголовки семинаров, чтобы художественно развешать психологическую лапшу невротикам и амбициозным параноикам.
Мой оппонент считает, что "Лидерство - само по себе качество неразвиваемое, если брать его целиком, но если брать по элементам, то многое в лидерстве может быть развито - эмоциональный интеллект, отношение к команде, способность к обмену ресурсами, ролевой репертуар. Харизма - это часть лидерства, фактически - отзвук роли, которую играет лидер".
Если не придираться к словам, терминам и вложенным в текст понятиям, и не офигеть от определения "эмоциональный интеллект" (а я только сейчас выцепила это слово из контекста и офигела), то мой вывод был краток: "Харизма не часть лидерства, она самостоятельна. Харизматичным может быть любой представитель социальной среды, рожденный таковым, а лидером не любой".
В качестве харизматичной личности я поначалу привела Григория Перельмана, но потом, крепко подумав (несколько секунд, ибо таков формат общения в аське), я поняла, что любой философ, ученый, художник, композитор, поэт, писатель, святой, отшельник может нести на себе печать харизмы.
Ибо харизму мы можем определить через понятия "привлекательность", "авторитет", "вдохновление".
Многие из перечисленных представителей могут увлекать людей идеями и способами их реализации, но при этом они не возглавляют никаких движений и социальных групп и в большей своей части избегают даже участия в них, не то, что лидерства.
Конечно, дальнейшая мифологизация образов этих людей приписывала им некие сверхъестественные качества в создании последующих общественных движений "во имя", но поклонение умершему в бочке или в пустыне аскету еще не делает его публичным учителем и рвущимся к славе Данко.
А вот если брать определение лидера — руководителя, вдохновителя толпы, занимающего высшую ступень в любой иерархии, то, возможно, именно наличие харизмы и делает его популярным и выдающимся и влечет к нему последователей. А ее отсутствие делает его лидером-чиновником, спускающим разнарядки к нижестоящим членам группы и объединяющим коллектив с помощью материальных или иных рациональных мотиваций.
Просто понятие "лидер" овеяно дымкой романтизма и пылающих факелов, желательно — из сердец, однако оно всего лишь одно из значений слова "руководитель", и именно это красивое и из-за того обманчивое имя и используется в названиях тренингов. И если наивные невротики рассчитывают вырасти после просмотра видео до уровня Пугачева или Махатмы Ганди, Христа или Будды, то они много потратят сил и денег и будут разочарованы. При рождении младенца все роли расписаны и завизированы. Харизма Гитлера уже освещает путь кого-то иного, кто не пойдет на тренинг, ибо рожден быть харизматичным лидером национал-социалистов и живет в своем зловещем таланте с колыбели.
Истинный лидер, завоевывающий место в социальной иерархии, увлекающий коллектив любого размера — от десятка работников ЖЭКа в Капотне до двух миллиардов христиан — всегда сознательно ищет последователей своих идей и проповедует, не прячась от мира.
И для меня понятие развиваемой харизмы сродни понятию развиваемой гениальности. Насколько я помню, ученые мужи сошлись на том, что развить можно талант, но не гениальность. Она — дар Божий высшего порядка. Или господне наказание, как смотреть.
Нельзя определять харизму, как прямое влияние лидерского толка. Она не лидерское свойство, она никак не связана напрямую с социальным развитием личности и ее (личности) взаимоотношениями с другими членами общества.
Наличие любых прижизненных или посмертных почитателей той или иной личности говорит о присутствии харизмы в этой личности, но не говорит о ее лидерских талантах, ибо и сама личность может ничего не знать или даже не хотеть знать о подобных почитателях или связывать свое имя с какими-то группами людей.
Но я нисколько не спорю с тем, что настоящему лидеру (руководителю, вождю, маршалу, пророку) нужна харизма. Напротив, я утверждаю, что она необходима.
Однако в любое время и в любом обществе лидер (руководитель) в коллективе может занять свое место не благодаря своим качествам увлекать, а благодаря массе других, куда более приземленных вещей, связей, манипуляций и т.д. И такой лидер, получив должность, не сможет развить того, чего у него не было априори - харизму, социальную гениальность вдохновления (управления) людей. Не сможет наработать пушистый хвост или способность писать музыку, если не белка или "не дано".
И потому я все эти тренинги и лже-пророков от психологии и бизнес-управления, пусть даже харизматичных пророков, считаю обманщиками. Они употребляют свои таланты или свою гениальность не во благо людей, а во имя обогащения своего личного мира, обманывая тех, кто стремится стать лучше на свой вкус, заметнее, богаче, в том числе.
То есть, подводя итог в практическом плане, не в философском, я считаю что игра "наработай харизму" — театральная постановка для неумных людей с болезненным и неудовлетворенным чувством нереализованного самоопределения. И потому изначальна вредна.
Вот, собственно, о чем подумалось вдруг за приятной беседой с хорошим собеседником, пусть даже и стоящим на прямо противоположной позиции.
И читать ничего, морочащего мне голову на тему "Вася, ты не прав", я не буду, потому что скучно. Ведь собственное мнение я уже полностью разделила... И можно идти обдумывать что-то другое, а не тратиться на переливание из пустого в порожнее.

Ладно, чтобы не быть особенно голословной, сошлюсь на Вики, все она уважаемее, чем какие-то там тренеры от социологии и психологии:
"Слово греч. χάρισμα употреблялось в древнегреческой мифологии для обозначения способности притягивать к себе внимание. Харитами назывались древнегреческие богини красоты, грации и изящества.
В христианстве обозначает «дар Бога». В церковнославянских и русских переводах новозаветных и иных текстов обычно передаётся словом «благодать»; в английском — «grace»".
И, кстати, разделяет мое мнение, за что ей снова спасибо.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Яндекс.Метрика