четверг, 11 июля 2013 г.

Актуальные вопросы

В моем персональном словаре вопрос «почему?» относится к области чувств и отношений, а вопрос «зачем?» — к логике и действию.

Что это? Слишком глубокое погружение в методику использования основного инструмента литератора или «во всем мне хочется дойти до самой сути»?



Я не задаю людям интимный психологический вопрос «почему?» в суете повседневности. Ответ на него требует долгой остановки в пути и потребности подумать о вечности и себе в вечности. Я задаю его только в ситуациях, когда близкие просят помощи в своих душевных исканиях. Отвечать на этот вопрос трудно, иногда больно, иногда страшно. Фактически одним этим вопросом можно дойти до такой глубины чужого мира, куда бы мне не хотелось соваться вовсе. Поэтому я, нагнетая интенсивность размышлений собеседника этим заживо сдирающим кожу «почему?», всегда стараюсь остановиться над пропастью его мироздания, куда мне нельзя, а ему — дорога к пониманию себя.

Но я постоянно, каждый день задаю его себе, отвечаю на него, проходя очередной этап развития и с выводами иду дальше и живу до нового вопроса.

Людей должен ставить в тупик именно вопрос «почему?», но его они игнорируют и, как взбесившиеся псы, кидаются на формальный вопрос «зачем?» Уж такой он неудобный, уж такой отбивающий инициативу…

Если есть инициатива, если человек горит желанием, рвется к действию, его не то, что вопросом, его кувалдой не остановишь. Истерика по этому вопросу говорит лишь о том, что человек ищет отмазку, чтобы не делать озвученное. И спрошенное «зачем?» запускает механизмы отказа от действия, потому что действие не продумано, не желанно, не рационально и еще миллион «не». А раздражение — это сорванная лицемерная маска.

Для меня «зачем?» — это детский вопрос, это любопытство, стремление к новому, к неожиданному ракурсу, которого я сама лишена в силу особенностей психики, недостаточности образования, непрофессионализма в конкретной области, да чего угодно.

Вопрос «зачем?» я задаю людям достаточно регулярно без всякого подвоха, потому что пытаюсь понять логику их действий, порой для меня не очевидную. Так я накапливаю знание о взаимосвязях во внешнем мире в той его части, которая мне не знакома.

Для меня вопрос «зачем?» никогда ничего не убивает, он просвещает, выстраивает, он дает основания для формирования стратегий и отшлифовки тактик.

Человек должен уметь вслух отвечать на вопрос «зачем?» и размышлять над вопросом «почему?».

«Зачем?» бывает полезно задавать себе вслух и в одиночестве, без свидетелей, и отвечать себе вслух, ибо проговаривание последовательности действий иногда приводит к совершенно неожиданным открытиям, отлову ошибок, смене курса, всему, что делает человека думающим и действующим.

А вот принуждение к ответу на вопрос «почему?» или манипулирование разговором, чтобы докопаться до этого самого «почему?» — это изнасилование души, вмешательство во внутренний мир.

Впрочем, я люблю оба эти вопроса и позволяю себе роскошь отвечать и на тот, и на другой в присутствии людей. А вот мои подчас шокирующие ответы или выводы, которые делает собеседник для себя, остаются на его совести.

И неплохо бы детям преподать урок правильных вопросов. «Почемучки» чаще всего спрашивают о том, что видят. В этом они «зачемки». Настоящими «почемучками» их еще надо научить быть.

Впрочем, немногие взрослые знают разницу между «надеть» и «одеть». Что уж говорить о смыслах и действиях, о размышлениях и понимании друг друга.

«Почему?» — и начинаем сладострастно копаться в чужой душе.

«Зачем?» — и кричим о выхолащивании творческого порыва, о несанкционированном вмешательстве в личную жизнь.

Зачем мы это делаем и почему?



Актуальные вопросы

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Яндекс.Метрика