пятница, 16 ноября 2012 г.

О литературных талантах и Льве Новожёнове

Насчет того, что все люди талантливые, — чушь собачья. Эту отмазку придумали бездари, чтобы скрыть свою лень и бесперспективность. «Мы талантливые тоже... в чем-то... просто еще не нашли, в чем. Больно хорошо талант закопан, глубоко и вдалеке. А вот вы дайте нам условия, поселите в нужном месте, тарелку полную навалите, счет откройте, бабу вдохновительную подложите — и мы тоже засверкаем гранями. А пока мы ищем, ищем... Не торопите, граждане!»

Я мало знакома с телевизионным миром передач и творчеством людей, в них участвующих. Последние пять лет живу без телевизора, то есть совсем, физически без оного. А когда жила при нем предпоследние одиннадцать — некогда было включать. А перед тем... уж и не помню. Смотрела что-то, наверняка. Но мало что отложилось, вернее, задержалось. Из чего делаю, может, и нелогичный, но зато искренне свой вывод — не стоило оно того, чтобы занять место в моей голове. В те годы я еще переживала, что много мусора копилось, что систематизировать надо, каталогизировать, правильно и к месту изымать и демонстрировать. Теперь вот оказалось, что хранилища либо удачно выметены, либо особо ценное переведено в архив. Спасибо голове, не подвела.
Имена помню, лица помню, события глобального порядка — помню. Даже, если напрягусь, о некоторых личностях могу вспомнить, кто на чьей стороне был и кто чьим лизанным задом восхищался. Но — лень. Скучно это — оценивать чужую публичную жизнь.
Да, собственно, и текст-то не об оценках публичных людей.
Скорее, о том, как иногда незнакомые люди, даже если чисто формально внешне они тебе «знакомы», хотя бы как лицо на экране, проявляются неожиданно и приятно.
Когда неприятно — я и думать забываю. Априори принимая, что все мы так себе, искренне восхищаюсь, когда оказывается, что есть еще люди, есть! Приятнее удивляться хорошему, ибо плохому даже и не получается уже.
Итак, о хорошем.
Есть люди, которые умеют писать кратко, емко и элегантно. Не как Чехов, потому что я Чехова не люблю и им не восхищаюсь, он исключительный мизантроп, а именно кратко, емко и элегантно.
Я завидую способности донести короткой фразой широкую и глубокую мысль, потому что это и есть искусство. Когда ты не чувствуешь, что эти несколько строк полировали масляной ветошью, когда не высасывали из пальца, не пытались красоваться и поворачиваться особо удачным пассажем к публике. Просто написали и получилось черт знает как хорошо!
Для меня литературный талант — это умение изложить свою мысль письменно. Богатым, полным вплоть до любой лексики, изысканным и умным языком.
Многие умеют болтать так, что просто закачаешься. Болтать, кстати, куда проще. Разговорная речь, имидж и харизма, «цитаты из классиков» - и вот перед нами герой, завоевывающий аудиторию одним только отточенным приветственным словом.
А посади этого же героя перед чистым листом и оставь наедине с собой без зрителей, цитатников и зеркала, без звуков собственного мягко льющегося баритона и эмоциональных масок - и все, приехали. Косноязычное убогое существо. Ни орфографии, ни пунктуации, ни лексики, ни стиля. О мыслях вообще молчу. Откуда им?
Правда, бывают герои, которые и говорить горазды, и изложить письменно в состоянии. Яркие, как павлины, во всем. Но читаешь и понимаешь — где-то тебя наебали. Не может быть письменная и устная речь уравнена. Разные это виды приложения языкового таланта. Начни говорить, как пишешь, — зануда. Начни писать, как говоришь, - «артист разговорного жанра», не более.
Но мы отвлеклись. Я о краткости, которая мне не дается.
Освоила твиттер, но скучно. Захожу, вызываю окошко и честно впихиваю мысль в 160 символов, отправляю. Зачем мне это?
В ЖЖ по-другому, есть, где развернуться, но чаще всего лень. Коротких постов не получается, на длинные не хватает терпения.
А тут заходишь в ФБ, читаешь чей-то статус и понимаешь — талантище!
Имя будет позже, пока — размышления.
Вообще, писать народ не умеет, хоть и любит до умопомрачения читателя. На тысячи пишущих — 1-2 имеют право вообще обращаться со словом, как с инструментом, для создания литературы. Остальным надо бы запретить, а еще лучше — перевести на другую знаковую систему, вроде смайлов. Впрочем, к тому и идем.
Итак, смотрю я на публичного человека и всегда с изрядной долей скепсиса думаю: ах, как он красиво говорит, а что стоит за этим? А потом вдруг читаю его в интернете и понимаю: стоит за этим. И как стоит!
Так я «раскопала» для себя Виктора Топаллера. Сначала — интервью с Синельниковым, потом — сайт с «Анкетой», статьями, «Полным Шаломом». И все, пропала Кошка, влюбилась! :)
А влюбить меня в себя — это с моим снобистским образованием и недостижимой для большинства самооценкой социопата, доложу я вам, задача для виртуоза. Чтобы я прочитала и сказала: да, это мое... По пальцам пересчитать авторов (беллетристика не в счет!).
В общем, у меня очередное увлечение «словом». Найденный на просторах Интернета автор неожиданно с первой же фразы оказался блестящим писателем с чеховской краткостью, лишенной презрения к человеку, и на удивление «соратником» в своих высказываниях об устройстве мира. Я бы сказала: у меня с ним совпали грани мироощущения и мировосприятия.
Получаю тонкое и изысканное литературное наслаждение, читая умные и талантливые статусы Льва Новожёнова в Фейсбуке. Именно тонкое и изысканное. И это — редчайшее явление в моей жизни, за что господину Новожёнову отдельное мое филологическое спасибо.
Везет же мне на открытия!

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Яндекс.Метрика